Практически все мало-мальски осведомленные интернет-рекламодатели знакомы с понятием «временной таргетинг»*. Большинство при этом считают, что знают, как правильно его использовать, вернее, уверены в том, что использовать его крайне необходимо при размещении рекламы в Интернете, и ограничивают активный период своих рекламных кампаний временными рамками рабочего дня, выключая кампании в вечерне-ночной период, а так же в выходные дни.
Какие аргументы приводятся в пользу этого? «Люди пользуются Интернетом в дневное время, вечером они смотрят телевизор», «В выходные люди выезжают за город и не пользуются Интернетом», «У меня деловые услуги, значит, возможность найти моих клиентов у меня есть только в рабочее время», «Клиентам надо звонить в офис для консультации, а мы работаем до семи, а в выходные вообще не работаем» и т.п. Казалось бы разумные доводы...
Но исследования поведения аудитории говорят иначе, а статистика, как известно, редко обманывает.
По статистике, рекламодатель, выключающий кампанию по окончании рабочего дня, в среднем теряет до 40% аудитории в будние дни. Думаю, факт потери 100% аудитории при выключении кампаний в выходные, очевиден, несмотря даже на то, что само количество пользователей Интернета в выходные ниже, чем в будни.
Для пущей эмоциональной убедительности приведу пример из личного опыта.
Недавно мой друг, зная, что я работаю в рекламном агентстве, пожаловался мне: выбирая товары и услуги в Интернете днем, он видит великое множество рекламных объявлений. Но при попытке выбрать что-то вечером после работы или в выходные, в тишине дома, попивая кофе в удобном кресле, в тот момент, когда он наиболее расположен к совершению покупок и выбору, он не находит даже и половины дневного будничного разнообразия контекстных объявлений. И он такой не один — потенциальный потребитель, который пользуется Интернетом в поиске товаров и услуг вовсе не в рабочее время.
Давайте посмотрим, как меняется количество пользователей Интернета на протяжении суток, и сравним с аналогичными показателями радио и телевидения. Вот данные исследования, проведенного TNS (TNS Radio Index — Октябрь — Декабрь 2009; TNS TV Index, Февраль 2010; TNS Web Index, Февраль 2010 Россия 100 000+):
На графике явно видно, как сильно изменяется количество аудитории радио и телевидения в разное время суток, тогда как у Интернета аудитория относительно стабильна на протяжении всего дня. В 7 часов утра эта самая интернет-аудитория просыпается и идет в Сеть проверить почту, почитать новости, затем приходит на работу и начинает заниматься деловым использованием Интернета (про личное использование сети в рабочее время я расскажу чуть ниже), стабильно занимается делами и... примерно в 18:00 случается небольшой провал. Казалось бы, люди ушли с работы, и Интернет для них умер? А вот и нет — на графике видно, как народ, приехав с работы домой, снова начинает активно использовать Интернет, причем к 21:00-22:00 достигает такого пика активности, как в дневные часы и даже более того. Именно в это время потенциальные потребители наиболее лояльны к покупкам — им хорошо и уютно дома, их не дергают начальники и подчиненные, они могут посоветоваться с родными и близкими по поводу предстоящей покупки, спокойно почитать отзывы, ознакомиться с предложениями на рынке.
Впрочем, я не могу не упомянуть так же и людей, которые по разным причинам работают вечером и в выходные дни: фрилансеры, люди со свободным графиком работы, менеджеры, которые дотянули срок сдачи проекта до последнего, и просто трудоголики. И этим категориям людей разного рода продукция и деловые услуги нужны в любое время суток и в любой день недели.
Да и не только им.
В то же время некоторые интернет-магазины, которым, по сути, положено быть круглосуточными, мотивируют свой отказ размещать рекламу в нерабочее время тем, что у консультантов магазина тоже заканчивается рабочий день, а значит, потенциальному покупателю никто не сможет предоставить дополнительную информацию о товаре.
Казалось бы разумный довод? Только не для самих потенциальных покупателей, которые хотят иметь возможность выбирать товар в то время суток, когда им удобно.
В некоторых случаях клиенты готовы записать телефон продавца и позвонить ему в рабочее время, но для бОльшего охвата аудитории может помочь форма обратной связи, в которой потенциального покупателя надо уверить в том, что с ним обязательно свяжутся на следующий день для телефонной консультации по интересующим вопросам. Причем такой вариант удобен не только для онлайн-магазинов (магазинов с возможностью оформить заказ через специальную форму), но и для любого сайта, на котором предлагается какой-либо товар или услуги. В случае наличия такой формы обратной связи на сайте, вероятность потерять потенциального покупателя, пришедшего на сайт в нерабочее время, наверняка уменьшится.
Наконец, так сказать, на десерт я хочу привести данные еще одного исследования. Помимо того, что некоторое, причем не самое маленькое, количество людей в рабочее время по доброй воле заняты работой (как бы это не было удивительно для рекламодателей, ориентирующихся на дневных покупателей), большому количеству персонала доступы к личному использованию Интернета в рабочее время перекрыты работодателями. Не стоит забывать и про этот факт.
Получается, что половина пользователей Интернета не сильно рвётся в Сеть при наличии ограничения доступа в него. Значит, свой информационный и потребительский голод они утоляют в пострабочее время, то есть вечером и в выходные.
Резюмирую всё вышесказанное: аудитория присутствует в Интернете круглосуточно. Для подавляющего большинства рекламодателей нет смысла искусственно лишать себя почти 40% потенциальных клиентов из-за мифологических предубеждений о том, что «жизни в Интернете по окончании рабочего дня — нет!». Контекстная реклама дает такой простор для получения максимально возможного количества клиентов, что лишать свой бизнес этой возможности в высоконкурентной среде — непозволительная роскошь.
Конечно, как и в любом правиле, тут есть исключения: временной таргетинг необходим для рекламодателей с ограниченными временными или трудовыми ресурсами: например, службы доставки, работающие оперативно и только в определенные часы, или службы, имеющие ограничения по количеству изготавливаемой продукции (например, пиццерия, персонал которой может изготовить только 100 пицц в день и не более того). Еще одним примером может служить служба аренды автомобилей, в парке которой ограниченное количество машин, и в какой-то момент они все оказываются занятыми. В таких ситуациях нет отложенного спроса, следовательно, рекламу надо выключать в нерабочие часы, чтобы избежать пустых переходов на сайт рекламодателя.
В остальных случаях — не надо ограничивать своих потенциальных клиентов временем выбора товара, для этого у них есть оффлайн-магазины. Надо дать аудитории возможность стать клиентами в любой момент, не зависимо от времени суток и дня недели.
*временной таргетинг — временной период работы рекламной кампаний, назначаемый рекламодателем, система рекламной площадки автоматически выключает показы всех объявлений в указанный промежуток времени.