От редакции:Эта публикация основана на докладе Дамира Халилова, генерального директора PR-агентства «
Введение
В своем докладе я попытался сравнить 2 направления современного интернет-маркетинга — SEO и SMO .
Сравнение я проводил на основании своего опыта работы в обоих направлениях: я несколько лет возглавлял агентство, чьим основным профилем являлись SEO и контекстная реклама и, вот уже год как я занимаюсь исключительно SMO.
Поскольку SMO довольно молодое направление — не все четко понимают, что оно из себя представляет. Фактически, SMO — это «PR в социальных сетях» с использованием таких инструментов как
- Работа с социальными сетями
- Работа с сообществами
- Работа с вирусным контентом
- Работа с блогосферой
- Корпоративный блогинг
Преимущества SMO перед SEO
1. Общение напрямую с пользователем
В SEO общение с аудиторией строится через посредника — поисковую систему, фактически оптимизатор даже не может контролировать текст, который пользователь увидит в результатах поиска.
В случае со SMO мы обращаемся напрямую к пользователю. Причем это не одностороннее общение, а общение в режиме диалога. Мы предлагаем пользователю информацию, чтобы он ознакомился с ней и высказал нам свое мнение.
Чтобы проиллюстрировать данное утверждение, приведу в пример сообщество «Изучающих английский язык», спонсируемое известной петербургской языковой школой «
2. Эффект «Сарафанного радио»
Немаловажным преимуществом SMO является тот факт, что, при верно спланированной стратегии, пользователи сами занимаются дальнейшим распространением информации, задействуя все доступные им ресурсы. В результате количество публикаций на данную тему увеличивается в геометрической прогрессии.
В качестве примера приведу акцию «Музнамеки», которую проводила музыкальная социальная сеть «
- 54 записи в блогах
- Более 15 найденных упоминаний «ВКонтакте» (вероятно, упоминаний было гораздо больше, просто их не так легко отслеживать)
- Более 80 упоминаний в сообществах и на форумах
- Новость на News2 на главной странице
Как результат — несколько тысяч отправленных Музнамеков и резкий скачок посещаемости — на время проведения акции посещаемость увеличилась в 5 раз.
3. Двойственность эффекта
В случае с SEO эффект ограничивается привлечением пользователя на сайт. Эффект от SMO начинается еще до того, как пользователь переходит на сайт. В конце концов, главная задача маркетинга не затащить пользователя на сайт, а донести до него рекламное сообщение.
Пользователь может получить это сообщение, читая интересный корпоративный блог, увидев вирусную фотографию или видео, прочитав новость.
4. Честные отношения с аудиторией
Пользователи социальных сетей исключительно чувствительны к любым попыткам замаскированной рекламы. Именно поэтому профессиональный PR в социальных сетях предполагает максимальную открытость в отношениях с аудиторией. Практически действует формула: интересная, актуальная информация взамен на готовность принять рекламное сообщение.
Для уже упоминавшейся музыкальной социальной сети «Веборама» была проведена следующая промо-акция. Были отобраны 3 группы «Вконтакте» с численностью участников более 50 000. Для них были составлены плейлисты, максимально соответствующие тематике группы.
- Одержимые футболом: «Лучшие футбольные гимны всех времен и народов»
- Романтика: «Идеальные песни для признаний в любви»
- Питер — столица мира: «Самые красивые песни о Петербурге»
Администраторы с готовностью разместили ссылки на эти плейлисты на главных страницах групп. В результате остались довольны все: Веборама получила поток заинтересованных пользователей (доходивший до 500 уникальных посетителей в сутки), пользователи получили сборники музыки, максимально таргетированные под их интересы.
5. Заинтересованность посетителей
Практика показывает, что в большинстве случаев посетители с социальных сетей проводят на сайте гораздо больше времени, а также просматривают больше страниц, нежели посетители с поисковых систем. Это объясняется, прежде всего, тем, что посетители с поисковиков попадают на сайт из результатов поиска, не имея никакой предварительной информации об этом сайте. Посетитель, привлеченный средствами SMO попадает на сайт по рекомендации лидеров мнений, либо по тематической ссылке с интересного контента. То есть уже изначально имеют определенную заинтересованность.
Чтобы не быть голословным я провел небольшой сравнительный анализ статистики продвигаемых нами сайтов. Каждый из сайтов продвигается как средствами SEO, так и средствами SMO. Результаты анализа показывают, что посетители с социалок проводят на сайте больше времени и просматривают больше страниц, нежели посетители с поисковиков.
Сайт-источник | Среднее количество просмотренных страниц | Средняя длительность пребывания на сайте |
Livejournal | 4,62 | 0:04:25 |
Habrahabr | 4,01 | 0:04:51 |
Vkontakte | 3,95 | 0:03:05 |
3,71 | 0:02:57 | |
Yandex | 3,62 | 0:02:42 |
3,42 | 0:02:44 |
6. Универсальность
Есть ряд сфер, для продвижения которых SEO малоэффективно, однако очень мало областей, для которых было бы неэффективно продвижение посредством SMO.
Приведу несколько примеров. В SEO практически нет возможности продвигать музыкальных исполнителей. А вот при помощи SMO можно создавать фан-клубы исполнителей, распространять их аудиозаписи, интересные клипы, фото. Практика показывает, что исключительно эффективным является ведение исполнителем собственного блога. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что появился феномен интернет-исполнителей, то есть исполнителей, которые начинают свой путь в шоу-бизнес именно из интернета.
Довольно сложно продвигать посредством SEO заведения общественного питания. Пользователь редко заглядывает в поисковик, чтобы решить, куда пойти вечером. Опять-таки, весьма уместным является продвижение посредством SMO — этим способом пользуются такие бренды как МакДональдс, Старбакс, Сбарро. В России первые шаги в этом направлении делает «Чайная ложка».
Практически то же самое можно сказать и о продуктах питания и напитках — при помощи SEO можно решить вопрос их оптового сбыта, однако для того чтобы привлечь к товарам такого рода розничного потребителя — идеально подходит именно PR в социальных сетях.
7. Широкий и разнообразный инструментарий
В SEO инструментарий продвижения довольно ограничен и, по большему счету, статичен (как правило, новые инструменты являются модификациями предыдущих). В SMO ситуация совершенно иная, всего существует более 40 инструментов SMO-продвижения. Постоянно появляются новые эффективные каналы продвижения.
Из этого вытекает другое немаловажное преимущество SMO перед SEO — вариативность. Если в случае с SEO смена алгоритма Яндекса зачастую оборачивается катастрофой для многих проектов, то в SMO, в случае форс-мажоров можно просто заменить один из используемых инструментов, на другой с аналогичным эффектом.
Теперь несколько слов о недостатках SMO и преимуществах SEO
1. Дефицит специалистов
Вопрос нехватки специалистов вообще весьма актуален для всех сфер интернет-маркетинга. Однако, если в SEO, предлагая интересные условия, все-таки можно найти специалиста, то в SMO дефицит профессионалов ощущается исключительно остро. Лично по моим подсчетам, количество SMO-специалистов в России не превышает 100.
2. Трудозатратность
По сравнению с SEO, SMO гораздо более трудозатратно — это объясняется, в первую очередь, обилием разнообразных инструментов. Если в случае с SEO один специалист может вести несколько проектов, то в SMO — каждый проект предполагает командную работу.
3. Понимание услуги
SEO — полностью сформировавшееся направление, большинство маркетологов понимают суть услуги, а также эффект от нее. В случае со SMO практически каждые переговоры начинаются с вопросов «А что такое SMO?» и «Что оно нам даст?».
Выводы
- Спектр применения SMO значительно шире, нежели спектр применения SEO.
- SMO предполагает прямую работу с аудиторией.
- Кампании SMO обладают ярко выраженным «вирусным эффектом».
- Гибкость SMO выше — поскольку оно имеет более широкий и разнообразный инструментарий, нежели SEO.
- На рынке имеется большой дефицит специалистов по SMO