Поисковые системы уже давно идут к максимальному упрощению работы пользователя. Для этого они придумывают всяческие «штуки», которые помогают пользователям получить качественный результат сразу, не перебирая многочисленные ссылки в выдаче. Проанализировав язык пользовательских запросов, поисковые системы могут определять, что нужно пользователю, когда он набирает определенную последовательность запросов. В Яндексе подобные мгновенные ответы, которые находятся над первым пунктом поисковой выдачи, называются колдунщики. В Google такие ответы тоже имеются и называются они Search Features, говоря по-русски «поисковые фичи». Таким образом, поисковые системы делают пользователю хорошо, не напрягая его.
Но есть в поисковиках и другая сторона: они хотят обучать своих пользователей, раскрывая им специальный язык пользовательских запросов. Это набор операторов, которые изначально ограничивают область поиска информации, уточняют конкретный тип файла, в котором заинтересован пользователь, или позволяют искать тексты, в которых отсутствуют ненужные слова.
Мы решили составить сравнительную таблицу операторов и быстрых запросов к поисковым системам, по которым можно сразу получить интересующую вас информацию. Таблица разбита на несколько блоков:
- Базовые операторы, уточняющие запрос
- Информация
- Определения и перевод
- Конвертация и калькулятор
- Ссылки
- Поиск с ограничениями
- Время
- Развлекательные фичи
Сразу отметим, что мы рассматривали как международный Google, так и русскоязычный. Но в ходе работы почти все операторы и фичи этих поисковиков за небольшими исключениями совпали. Поэтому в итоговой таблице сравниваются Яндекс и Goоgle.com
Базовые операторы, уточняющие запрос
И Google, и Яндекс предоставляют пользователю возможность искать документ, в котором не содержится определенного слова; документ в котором присутствует любое из слов запроса, и документ, в котором встречается абсолютно точное вхождение запроса. В каждой из поисковых систем за это отвечают различные операторы. Уникальными для Яндекса являются операторы:
- /N, в котором N заменяется на число, обозначающее количество слов, которое может разделять в документе слова запроса;
- ! осуществляет поиск без учета морфологии запроса. В американском поисковике Google такой оператор не нужен из-за природы английского языка, слова которого практически не содержат окончаний;
- & и && осуществляют поиск слов, встречающихся в одном предложении и на одной странице соответственно.
Google может похвастаться операторами поиска в определенном числовом интервале (. .) и оператор, заменяющий любое слово (*).
Действие |
Яндекс |
|
Строго все слова запрос | ||
Поиск документа, в котором не содержится слов после знака | ||
Ищет любое из слов запроса | ||
Ищет точное вхождение запроса | ||
Замена любого слова |
— | |
Числовой интервал поиска |
— | |
Слова запроса встречаются в одном предложении |
— | |
Слова запроса находятся на одной странице |
— | |
Слова на расстояние указанного числа слов |
— | |
Поиск без учета морфологии |
— |
Информация
По информационным запросам Яндекс и Google выглядят примерно одинаково. У российского поисковика есть преимущество в том, что он показывает пресс-портреты по имени и фамилии персоны, IP пользователя и погоду по однословному запросу [погода]. Западный поисковик не обладает ни одной из этих функций. Google ведет себя адекватнее при запросе, содержащем слово «новости», выдавая вверху выдачи новостной блок. Яндекс чаще не выделяет отдельным блоком новости на подобные запросы.
Действие |
Яндекс |
|
Погода в своем городе |
— | |
Погода в каком-либо городе | ||
Пресс-портреты |
— | |
Новости |
— | |
Маркет |
glofiish x600 |
— |
Финансовые и биржевые показатели |
— | |
Адрес собственного IP |
— | |
|
мой айпи |
— |
Карта по адресу | ||
Карта города |
Определения и перевод
Google не предоставляет пользователю быстрого доступа к переводу слова как с иностранного, так и на иностранный язык. Яндекс выдает на запросы, содержащие слова «перевод», «по-английски», «по-испански» и им подобным, быстрый перевод слов из встроенных двуязычных словарей.
Действие |
Яндекс |
|
Словарное определение |
— | |
| ||
|
— | |
Перевод |
— | |
|
— |
Для определений у западного поисковика есть специальный оператор define:, от Яндекса можно добиться словарного определения слова, если ввести, например, «что такое интернет» или «интернет это».
Конвертация и калькулятор
Наиболее серьезные различия между поисковыми системами наблюдаются в подсчитывании математических выражений и конвертации из одной меры измерения в другую. Начнем с того, что Яндекс выполняет 4 математических действия сразу в поисковой строке. Как только пользователь ввел, запрос, состоящий из чисел и математических знаков, поисковая строка раскрывается вниз, показывая результат. Google показывает результаты над выдачей.
Кроме четырех математических действий Яндекс не может вычислять ничего: ни корней, ни процентов, ни логарифмов, ни факториалов, ни тригонометрических функций. Это с успехом делает Google. К тому же западный поисковик способен переводить из римских цифр в арабские; из одной системы счисления в другую (например, в десятичную).
Примерно одинаково поисковые системы справляются с задачами конвертации: из одной системы мер длины, массы, объема в другую. Яндекс не поддерживает функции конвертации температур из системы Фаренгейта в Цельсиус, или наоборот, и из одной валюты в другую.
Действие |
Яндекс |
|
Конвертация меры длины | ||
Конвертация меры веса | ||
Конвертация меры объема | ||
Конвертация температуры |
— | |
Конвертация в другую систему счисления |
— | |
|
— | |
|
— | |
|
— | |
Конвертация из арабских цифр в римские |
— |
2009 in roman |
Конвертация валюты |
— | |
Курс валют |
dollar euro rate | |
Корень квадратный |
— | |
Корень большей степени |
— | |
Процент |
— | |
Синус, косинус, тангенс, катангенс |
— | |
|
— | |
|
— | |
|
— | |
Факториал |
— | |
Логарифм |
— | |
Десятичный логарифм |
— |
Ссылки и поиск с ограничениями
Еще в середине 2007 года Яндекс отменил операторы link и anchor, которыми пользовались SEOшники. Но Google сохранил возможность искать бэклинки и ссылки, анкоры которых содержат определенные слова.
Обе поисковые системы предлагают пользователю использовать специальный язык запросов для того, чтобы осуществить поиск на определенном сайте; поиск конкретного типа документа; поиск слов запроса в тайтле страницы. У Яндекса есть функция поиска документа только на определенном пользователем языке. У Google есть несколько операторов, которыми не располагает российский поисковик: просмотр закешированной страницы и поиск слов запроса в тексте урла.
Действия |
Яндекс |
|
Поиск определенного типа файла | ||
Поиск по сайту | ||
Поиск всех слов запроса в тайтле | ||
Поиск первого слова запроса в тайтле, остальных — в документе |
— | |
Поиск документов на определенном языке |
— | |
Поиск закешированной версии страницы |
— | |
Поиск всех слов запроса в тексте урла |
— | |
Поиск первого слова запроса в тексте урла, остальных — необязательно |
— |
Помимо вышеперечисленных функций у Яндекса есть несколько интересных фич. Цветовой спектр, с которым можно провести несколько приятных минут, выясняя, как выгляди «цвет детской неожиданности», «гуммигут» или «циннвальдитовый». На запрос, содержащий название праздника, Яндекс предложит перейти к Открыткам, чтобы пользователь поздравил своих друзей.
Действия |
Яндекс |
|
Точное время в своем городе | ||
|
— | |
Время в каком-либо городе | ||
Разница во времени |
— | |
Открытки |
— | |
Цвет на цветовом спектре |
—
|
Полную таблицу исследования вы можете посмотреть здесь (Excel).