Торговля, как офлайн, так и онлайн, претерпела серьезные изменения за последний год. Какая сейчас ситуация на нашем и зарубежном рынках? О трендах рынка интернет-торговли рассказал Илья Коган (Яндекс.Маркет) на десятой Вебмастерской Яндекса.
Под видео вы найдете текстовую расшифровку выступления:
По словам Ильи, электронная коммерция составляет уже 17% мирового ретейла.
Россия в 2020 году вышла на 1-ое место по темпам роста в мире, преодолев планку почти в 2,5 трлн рублей в онлайне. Рост российского потребительского e-commerce рынка составил 44% год к году.
Теперь доля онлайн-канала оценивается в 9%, хотя еще 2–3 года назад речь шла только о 3–4% общего ретейла. Тогда казалось, что эта доля незначительна, чтобы ей уделять фокусное внимание.
Доля интернет-покупателей составляет более 10 млн. При этом теперь большую ценность представляет дневная аудитория. Многие площадки имеют дневную аудиторию в 5–10 млн.
И это означает, что для многих пользователей процесс покупки непосредственно связан с онлайном на каждый день.
Прошлый год привел к тому, что в онлайн пришла новая категория покупателей.
Эффекты коронавируса:
- Рост охвата онлайн-покупок в тех категориях, которые раньше в онлайне были представлены меньше (одежда, обувь для взрослых, средства личной гигиены, продукты, напитки).
- Рост частотности онлайн-покупок в категориях продукты, напитки, товары для малышей, детская одежда и обувь.
- Снижение охвата трансграничной торговли. Доля людей, покупавших только в российских онлайн-магазинах, выросла за год с 21% до 32%.
- Средний чек покупок в российских магазинах немного снизился на фоне увеличения охвата и частоты покупок в категориях повседневных товаров.
Динамика роста товарных категорий в онлайн-торговле:
На графике видно, что есть категории очевидные, например, компьютерная техника (+79%) понадобилась многим пользователям в условиях самоизоляции и карантина. Также очевиден рост в категории продуктов (+276%).
Но есть категории, которые не так явно связаны с пандемией, например, товары для дома (+275%), досуг и развлечения (330%). Эти категории непрерывно растут в течение года.
- Онлайн-образование +702%
- Кредитование +446%
- Онлайн-игры +176%
- Онлайн-музыка и видео +133%
- Красота и здоровье +67%
- Доставка еды +59%
Расцвет онлайн-фармрынка
В 2020 году правительство разрешило онлайн-продажу лекарств, и это форсировало открытие масштабного фарм-рынка. По данным партнерской сети Admitad, интернет-продажи аптечного сектора в 2020 году выросли на 45%.
В 2021 году мы ждем продолжения тренда на рост онлайн-продаж лекарств – первые месяцы года показали еще более активное их увеличение.
По подсчетам Admitad, в январе–феврале число заказов россиян из аптек уже выросло на 111% по сравнению с показателями прошлого года. Если онлайн-продажа рецептурных препаратов с доставкой на дом будет одобрена – это даст еще один мощный толчок онлайн-продажам в этом секторе.
Согласно данным Яндекса, в онлайн покупают практически одинаково и мужчины и женщины:
Структура российского e-commerce (2020):
68% – доля ТОП-100 интернет-магазинов, в которых в основном совершаются покупки. Еще несколько лет назад эта цифра составляла примерно 85%, что свидетельствовало о каннибализации каналов вокруг ТОП-100 магазинов. Теперь на рынок вышли более мелкие и не такие известные игроки.
43% – доля Центрального Федерального округа от всех продаж в e-commerce. ЦФО по-прежнему занимает бОльшую долю в объемах продаж. Однако теперь в других регионах наблюдается значительный рост и развитие онлайн-торговли.
Если посмотреть на динамику, то регионы, удаленные от центральных, демонстрируют удвоение в онлайне.
Даже небольшие города прибавили за год около 10%. Это открывает рынки в разных сегментах и регионах.
С одной стороны – это увеличило число интернет-покупателей, с другой – ожесточило конкуренцию в сети и нагрузку на привычные каналы продвижения.
Динамика оборота российского e-commerce 2019–2021 составила 25%:
Если посмотреть, почему выбирают те или иные интернет-магазины, то можно увидеть, что тренд лояльности, надежности, безопасности только усилился.
Эти факторы являются одними из наиболее важных, чтобы покупатель в процессе выбора решил, что именно этот магазин ему подходит.
Также Илья отметил, что снижается доля спонтанных покупок, растет доля доверия к магазину, если человек покупал там раньше.
При покупке в незнакомом интернет-магазине большинство пользователей старается проверить его надежность (86%). Основные критерии: возможность постоплаты, положительные отзывы, опыт друзей.
Динамика роста каналов продаж:
+84% – это магазины, которые специализированы на продажах товаров внутри одного департамента.
+186% – маркетплейсы – самый интересный тренд, который не был таким значимым до прошлого года.
Количество маркетплейсов в мире растет. Большинство ТОПовых маркетплейсов продают товары регулярного спроса.
На фоне разблокировки мессенджера Telegram сумма онлайн-продаж через него выросла в разы. Параллельно с этими событиями TikTok набрал существенную аудиторию –больше 23 млн российских пользователей. Теперь это полноценна отдельная площадка для рекламы и контакта с аудиторией, с которой брендам необходимо считаться и работать.
Есть еще ряд каналов трафика, которые обогнали по росту свои альтернативы – их обязательно стоит учитывать при распределении маркетинговых бюджетов в 2021:
Рост доли мобильных покупок
Один из важных факторов e-commerce – какие устройства россияне используют для покупок. В 2020 году продолжился рост доли мобайла, и для бизнеса это очередной важный звоночек: нужна мобильная верстка сайтов, приложение и обязательно – мобильный трекинг.По прогнозу Яндекса в 2021 году рост рынка e-commerce в России составит 25% и изменится структура потребления внутри этого канала для разных игроков.
Интересное с Вебмастерской 2021:
Яндекс рассказал про новые сигналы качества для коммерческих сайтов и ресурсов YMYL-тематики
В сервисе Яндекс.Взгляд появился инструмент для быстрых тестов интерфейса
В Яндекс.Вебмастере появился сервис, который показывает дублирование заголовков и описаний
Вебмастерская: как анализировать путь пользователя, чтобы не терять клиентов