Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
29 Марта 2021 в 14:29

Вебмастерская: тренды и статистика рынка интернет-торговли в России

Россия +7 (495) 139-20-33
0 12008
Подпишитесь на нас в Telegram
Команда SEOnews

Торговля, как офлайн, так и онлайн, претерпела серьезные изменения за последний год. Какая сейчас ситуация на нашем и зарубежном рынках? О трендах рынка интернет-торговли рассказал Илья Коган (Яндекс.Маркет) на десятой Вебмастерской Яндекса.

Под видео вы найдете текстовую расшифровку выступления:

По словам Ильи, электронная коммерция составляет уже 17% мирового ретейла.

доля e-commerce

Россия в 2020 году вышла на 1-ое место по темпам роста в мире, преодолев планку почти в 2,5 трлн рублей в онлайне. Рост российского потребительского e-commerce рынка составил 44% год к году.

Россия - 1 по темпам роста в мире

Теперь доля онлайн-канала оценивается в 9%, хотя еще 2–3 года назад речь шла только о 3–4% общего ретейла. Тогда казалось, что эта доля незначительна, чтобы ей уделять фокусное внимание.

Доля рынка онлайн-торговли в России

Доля интернет-покупателей составляет более 10 млн. При этом теперь большую ценность представляет дневная аудитория. Многие площадки имеют дневную аудиторию в 5–10 млн.

И это означает, что для многих пользователей процесс покупки непосредственно связан с онлайном на каждый день.

Количество покупателей в e-commerce

Прошлый год привел к тому, что в онлайн пришла новая категория покупателей.

Эффекты коронавируса:

  • Рост охвата онлайн-покупок в тех категориях, которые раньше в онлайне были представлены меньше (одежда, обувь для взрослых, средства личной гигиены, продукты, напитки).
  • Рост частотности онлайн-покупок в категориях продукты, напитки, товары для малышей, детская одежда и обувь.
  • Снижение охвата трансграничной торговли. Доля людей, покупавших только в российских онлайн-магазинах, выросла за год с 21% до 32%.
  • Средний чек покупок в российских магазинах немного снизился на фоне увеличения охвата и частоты покупок в категориях повседневных товаров.

Динамика роста товарных категорий в онлайн-торговле:

Динамика департаментов

На графике видно, что есть категории очевидные, например, компьютерная техника (+79%) понадобилась многим пользователям в условиях самоизоляции и карантина. Также очевиден рост в категории продуктов (+276%).

Но есть категории, которые не так явно связаны с пандемией, например, товары для дома (+275%), досуг и развлечения (330%). Эти категории непрерывно растут в течение года.

Анна ГидиримАнна Гидирим,
руководитель партнерской сети Admitad 
По данным партнерской сети Admitad, за последний год некоторые отрасли существенно нарастили сумму онлайн-продаж:

  • Онлайн-образование +702%
  • Кредитование +446%
  • Онлайн-игры +176%
  • Онлайн-музыка и видео +133%
  • Красота и здоровье +67%
  • Доставка еды +59%

Расцвет онлайн-фармрынка

В 2020 году правительство разрешило онлайн-продажу лекарств, и это форсировало открытие масштабного фарм-рынка. По данным партнерской сети Admitad, интернет-продажи аптечного сектора в 2020 году выросли на 45%.

В 2021 году мы ждем продолжения тренда на рост онлайн-продаж лекарств – первые месяцы года показали еще более активное их увеличение.

По подсчетам Admitad, в январе–феврале число заказов россиян из аптек уже выросло на 111% по сравнению с показателями прошлого года. Если онлайн-продажа рецептурных препаратов с доставкой на дом будет одобрена – это даст еще один мощный толчок онлайн-продажам в этом секторе.

Согласно данным Яндекса, в онлайн покупают практически одинаково и мужчины и женщины:

Пол и возраст покупателей

Структура российского e-commerce (2020):

68% – доля ТОП-100 интернет-магазинов, в которых в основном совершаются покупки. Еще несколько лет назад эта цифра составляла примерно 85%, что свидетельствовало о каннибализации каналов вокруг ТОП-100 магазинов. Теперь на рынок вышли более мелкие и не такие известные игроки.

43% – доля Центрального Федерального округа от всех продаж в e-commerce. ЦФО по-прежнему занимает бОльшую долю в объемах продаж. Однако теперь в других регионах наблюдается значительный рост и развитие онлайн-торговли.

Доли округов в обороте

Если посмотреть на динамику, то регионы, удаленные от центральных, демонстрируют удвоение в онлайне.

Покупали онлайн 16-55

Даже небольшие города прибавили за год около 10%. Это открывает рынки в разных сегментах и регионах.

Анна ГидиримАнна Гидирим,
руководитель партнерской сети Admitad
Одно из главных последствий пандемийных ограничений – существенный рост онлайн-аудитории. Сильнее всего это отразилось на покупателях из регионов: сумма их онлайн-покупок, по данным партнерской сети Admitad, выросла втрое с зимы (до пандемии) по осень (после пандемии). За тот же период объем онлайн-заказов москвичей просел на 27,3%, а петербуржцев вырос лишь на 17,3%.

С одной стороны – это увеличило число интернет-покупателей, с другой – ожесточило конкуренцию в сети и нагрузку на привычные каналы продвижения.

Динамика оборота российского e-commerce 2019–2021 составила 25%:

Динамика оборота российского e-commerce

Если посмотреть, почему выбирают те или иные интернет-магазины, то можно увидеть, что тренд лояльности, надежности, безопасности только усилился.

Эти факторы являются одними из наиболее важных, чтобы покупатель в процессе выбора решил, что именно этот магазин ему подходит.

Причины лояльности к интернет-магазинам

Также Илья отметил, что снижается доля спонтанных покупок, растет доля доверия к магазину, если человек покупал там раньше.

Процесс последней покупки

При покупке в незнакомом интернет-магазине большинство пользователей старается проверить его надежность (86%). Основные критерии: возможность постоплаты, положительные отзывы, опыт друзей.

Динамика роста каналов продаж:

+84% – это магазины, которые специализированы на продажах товаров внутри одного департамента.

+186% – маркетплейсы – самый интересный тренд, который не был таким значимым до прошлого года. 

Каналы продаж

Количество маркетплейсов в мире растет. Большинство ТОПовых маркетплейсов продают товары регулярного спроса.

Анна ГидиримАнна Гидирим,
руководитель партнерской сети Admitad
Рост новых каналов продаж

На фоне разблокировки мессенджера Telegram сумма онлайн-продаж через него выросла в разы. Параллельно с этими событиями TikTok набрал существенную аудиторию –больше 23 млн российских пользователей. Теперь это полноценна отдельная площадка для рекламы и контакта с аудиторией, с которой брендам необходимо считаться и работать.

Есть еще ряд каналов трафика, которые обогнали по росту свои альтернативы – их обязательно стоит учитывать при распределении маркетинговых бюджетов в 2021:

Каналы трафика с наибольшим приростом суммы продаж в 2020 году

Рост доли мобильных покупок

Один из важных факторов e-commerce – какие устройства россияне используют для покупок. В 2020 году продолжился рост доли мобайла, и для бизнеса это очередной важный звоночек: нужна мобильная верстка сайтов, приложение и обязательно – мобильный трекинг.
ТОП-5 городов России по доле мобильных покупок в 2020

По прогнозу Яндекса в 2021 году рост рынка e-commerce в России составит 25% и изменится структура потребления внутри этого канала для разных игроков.

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть