— Видишь суслика?
— Нет.
— И я нет. А он есть.
(из кинофильма «ДМБ»)
В данной статье я расскажу влияние юзабилити (удобства использования сайта) на ранжирование: планка, которую постарался взять (но не взял. сразу) Яндекс 26-го января 2010 года. К сожалению сколько бы не пытались юзабилити-компании популяризиризировать эту тему, заниматься юзабилити в России (на мой взгляд) так и остается коммерчески непопулярным (здесь я не имею ввиду улучшение интернет-магазинов или веб-интерфейсов). Всё дело в том, что бизнесу очень сложно осознать и подсчитать экономическую выгоду от внедрения улучшений удобства сайта (а юзабилити-экспертам еще сложнее гарантировать увеличение конверсии, чем SEO-компаниям ТОП 3). Данная статья является первой ласточкой про то, каким должен быть веб-сайт, привлекательный для поисковых систем: факторы юзабилити, которые могли бы учесть в ранжировании поисковые системы сейчас и в будущем.Итак, существует три подхода оптимизаторов к исследованию алгоритмов поисковых систем:
1. Исследование конкурентов в ТОПе
Для этого применяется как внутренних факторов у сайтов конкурентов так и исследование внешних, например ссылочный бюджет по конкретному ключевому слову на конкретного конкурента в Sape:
Ниже анализ внутренних факторов сайтов конкурентов в ТОПе:
2. Эксперименты с тестовыми площадками
Это когда для исследования отдельных факторов и сохранения «чистоты эксперимента» seo-компания имеет тестовые площадки. К примеру SEO-компании нужно выяснить какой средний % ключевого слова должен быть в тексте. Она берет размещает на своих 10 (одинаковых по параметрах) сайтах тексты с разным % содержанием ключевого слова «выращивание страусов» и смотрит после нескольких апдейтов какой из сайтов оказался выше.
Аналогично могут делаться эксперименты по проверке работоспособности доноров. С какого-либо сайта, который нужно проверить (донора), покупается ссылка ключевым словом «валенки самара оптом» на соответствующий текст. И смотрится эффект. Базы «работающих» доноров накапливаются и обновляются.
А ссылки на «хороших донорах» закупаются для клиентских проектов.
3. Прогнозирование путей решения поисковыми системами своих основных задач для того, чтобы приводить продвигаемый веб-сайт в их соответствие
Продолжаю речь о третьем подходе прогнозирования решения своих задач поисковой системой и приведение своего веб-сайта в соответствие к ним. Рассмотрим следующую задачу: т.к. бОльшая часть обывателей не может отличить вкус Кока-колы от Пепси, также выдачу Google (если вставить ее в дизайн выдачи Яндекса) большинство обычных пользователей не могут различить (и наоборот) по релевантности. Я здесь не имею ввиду улучшения Яндекса в поиске региональных сайтов. А неплохо бы, если бы поисковая система выдавала не только релевантные сайты, но и удобные! Не правда ли? Неудобство сайта (а точнее не следование основным условностям сайтостроения) пользователь замечает сразу. Ниже 2 примера по технологии Eye Tracking, которые мы тестировали. Метод Ай-Трекинга дает понимание? что пользователи видели (в дырках), а что нет (черный фон).
Ниже тестировался сайт другого банка. На котором пользователям на наш взгляд «бросилась в глаза» другая информация.
Еще в прошлом году своим клиентам на продвижение при вопросе «влияет ли дизайн сайта на место в поисковой системе» я отвечал: поисковая система видит только код (и текст) и на дизайн она не обращает внимания:
Здесь я немножко расскажу про асессоры. Асессоры (от лат. «судьи»): отдел пользователей, тестирующих релевантность выдачи, обучающих алгоритмы ПС Яндекс. Работает с 2004 года. Кстати, асессоры появились в Google раньше. Если асессор может оценивать релевантность, то, в отличие от робота, юзабилити ему оценить гораздо проще, чем роботу.
Ниже перечислены все основные мною выделенные задачи поисковой системы:
Что может робот учесть в юзабилити дизайна («оболочки»)
- Влияние скорости загрузки сайта (без учета скорости доступа в интернет у пользователя)
- Наличие ссылки в логотипе (картинка logo.jpg или logo.gif) на главную страницу.
- Наличие нижнего меню. Ссылки: «На главную» (также в подвале) и возможно, «наверх»
- Наличие телефона с кодом города (контактов, например e-mail или адреса офиса) в шапке и в «подвале» сайта (поисковая система может это оценить, если телефон текстом), либо наличие изображения названного как tel.gif или tel.jpg.
- Наличие h1 (заголовка) на странице
- Объем текста и % ключевых слов (5% и выше — это СПАМ). Спам неудобен пользователю.
- Наличие промежуточных заголовков в тексте (h2, h3).
- Наличие абзацев (
,
) не реже, чем через каждые ~1000 символов. - Другие теги структурирования: , , (курсив).
- Возможно полезно наличие гипер-ссылок с текста куда-то еще.
- Наличие ссылок с этой страницы на нее же никак не влияет.
- Полезно: наличие в тексте изображений (с альт-текстом!), таблиц, видео роликов (не обязательно), цитат.
- Наличие подчеркивания у ссылок.
- Типографирование текста: например отлично делает бесплатный сервис http://typograf.ru/
Ниже пример работы сервиса:
Ниже перед вами 2 сайта.
Спросите себя: как проехать в офис компании? (где контакты) В каком городе все это находится? Ниже другой сайт:
Учет поведенческих факторов и кликов по ссылкам в выдаче
Другой момент, который могут учесть (и уже учитывают ПС: Себрант осторожно высказывался) — учет поведенческих факторов и кликов по ссылкам в выдаче
Эта задача связана с задачей юзабилити следующим образом: если конкретный пользователь зашел в выдачу и кликнул на какой либо сайт, к примеру из 1-й десятки и... вернулся, следовательно, по большинству причин (в зависимости от тематики: чем дороже товар, тем больше сайтов пользователь оценивает!), значит либо:
- Пользователь не нашел нужный ТЕКСТ на сайте.
- Пользователю попался «кривой» и «неудобный» сайт.
Таким образом, если пользователи после клика по конкретному сайту возвращались в выдачу, значит ему можно присвоить ПОНИЖАЮЩИЙ коэффициент! (попросту «ПЕССИМИЗИРОВАТЬ»!).
Заключение
- Факторы юзабилити, которые могут влиять и уже влияют на ранжирование СУЩЕСТВУЮТ.
- Поисковые системы постепенно ЗАСТАВЯТ владельцев делать удобные сайты.
- Внедрять любые дополнительные факторы юзабилити ПС будут очень осторожно.
- Достаточно сформулировать РЕЗУЛЬТАТ, к которому стремятся поисковые системы, а решения этих задач — их проблемы.
Ниже представлена презентация с доклада, прочитанного мною на РИФ+КИБ 2010:
Успехов ВСЕМ, Ваш Муркетолог