Кластеризация ключевых слов позволяет продвигать сайт сразу по ряду запросов одной тематики. Как упростить и оптимизировать ее, какие инструменты для этого понадобятся.
Кластеризацией запросов называют объединение ключевых слов в тематические группы – кластеры. Маркетологи применяют такие группы для:
- SEO-продвижения сайта. Каждая страница оптимизируется под свой набор ключей.
- Контент-маркетинга. Кластеры выступают семантическим ядром статей и постов.
- Контекстной рекламы. Близкие по значению запросы могут вызывать показы одной группы объявлений.
Поскольку кластеризация – очень трудоемкий процесс, ее выполняют с помощью специальных сервисов.
Большинство из них использует одинаковые методы определения родственных запросов:
- HARD. По каждому запросу система анализирует ТОП-10 URL поисковой выдачи. Фразы, приводящие к показу заданного числа одних и тех же страниц, попадают в один в кластер.
- SOFT. Выдача по всем ключам сравнивается попарно. Если нужное количество адресов совпадает, фразы объединяются в группу. Для разных кластеров можно задать разное число пересечений URL.
Для тех, кто только знакомится с процессом кластеризации, мы подготовили 6 практических советов, которые смогут его упростить. Рассмотрим все приемы на примере сервиса автоматизации Click.ru: он обладает одним из самых дешевых инструментов кластеризации запросов на рынке и позволяет сгруппировать первые 100 фраз бесплатно.
Правильно подготовиться и провести группировку ключевых слов вам позволят следующие шаги.
1. Собрать слова конкурентов
Для успешной кластеризации нужны хорошие исходные данные. Чем больше ключевых слов будет в первоначальном наборе, тем лучше. Конечная цель – набрать настолько много запросов, что их список не придется пополнять в дальнейшем.
Чтобы охватить максимум релевантной семантики, соберите ее из всех доступных ресурсов. Не беспокойтесь о повторах и лишних словах, мы избавимся от них чуть позже. Один из полезных источников ключевых фраз – контекстная реклама ваших конкурентов.
Узнаем, по каким запросам показывают объявления другие игроки ниши, с помощью автоподбора слов в сервисе Click.ru. Войдите в систему или зарегистрируйтесь, если работаете с ней впервые. Перейдите в пользовательский аккаунт и найдите в левом меню инструмент «Подбор слов и медиапланирование». Он находится в разделе «Семантика».
Введите адрес своего сайта, выберите регионы и поисковики, в которых будет проводится анализ. Нажмите «Начать новый подбор».
На следующем экране выберите опцию «Слова конкурентов». Система предложит пять конкурентов из вашей тематики. Отметьте галочкой нужные сайты и при необходимости добавьте к ним известные вам компании. Нажмите «Показать слова конкурентов».
Выберите из списка подходящие ключи и кликните «Добавить в медиаплан».
После того как слова появятся в медиаплане, их можно выгрузить в XLS.
2. Взять запросы из аналитики
Другая полезная опция автоподбора – слова из счетчиков статистики. Система соберет самые эффективные запросы среди тех, которые приводили к посещениям вашего сайта.
Если вы еще не подключили аналитику к Click.ru, при выборе этого пункта появится ссылка «Подключить». Кликните по ней.
В открывшемся окне выберите нужную систему аналитики, нажмите «Предоставить доступ» и следуйте инструкциям на экране.
Дальнейшие действия аналогичны. Выберите подходящие ключевики, добавьте их в медиаплан и экспортируйте в XLS.
3. Добавить поисковые подсказки
Кроме статистики Яндекс Wordstat и Google Трендов, существует еще один источник популярных ключевых слов. Это поисковые подсказки, основанные на частых запросах пользователей.
Для их сбора существуют специальные парсеры поисковых подсказок, один из которых есть в Click.ru. Чтобы открыть его, выберите «Сбор поисковых подсказок» в разделе «Семантика».
Загрузите собранную семантику в виде XLS-файла или скопируйте ее в пустое поле.
Вы можете исключить из подбора ненужные слова, например, «скачать» или «бесплатно».
Укажите поисковые системы и регионы, в которых будет проводится сбор, а также его глубину.
Первый уровень анализирует только исходные слова, второй – исходные слова и полученные по ним подсказки, третий – исходные слова и два уровня подсказок. При необходимости можно выбрать конкретный метод получения подсказок: ввод только заданных фраз, добавление к ним букв русского и латинского алфавита или цифр.
Как только вы запустите инструмент, в списке задач появится новая работа. По ее завершении вы сможете скачать результат в формате XLS.
4. Комбинировать запросы
Когда ключевые слова из всех доступных ресурсов собраны, можно расширить семантику с помощью инструмента «Комбинатор слов».
Он строит все возможные сочетания из четырех различных наборов слов.
В одном из них, например, могут быть способы приобретения продукта («купить», «заказать», «доставка»), в другом – названия моделей, в третьем – локации («в Москве», «Проспект Мира», «Кировский завод») и т.п.
По умолчанию инструмент автоматически удаляет специальные символы и дубликаты запросов, а также приводит слова в нижний регистр. По желанию эти опции можно отключить.
После выполнения задачи готовые комбинации также выгружаются в формате Excel.
5. Удалить лишнее
Если вы последовали советам выше, ваш набор ключевых фраз обширен, но еще не готов к кластеризации. Поскольку запросы были предоставлены разными инструментами и собраны из разных источников, они могут повторяться, иметь неподходящий формат или содержать лишние слова.
Исправим эти проблемы в два этапа. Прежде всего, нам понадобится нормализатор слов.
Он умеет удалять из семантики повторяющиеся запросы, спецсимволы, лишние пробелы и пустые строки, а также заменять «е» а «е» и преобразовывать прописные буквы в строчные.
Принцип его использования тот же. Загрузите файл с исходной семантикой, проверьте настройки, нажмите «Выполнить» и дождитесь завершения задачи. Скачайте XLS-файл с нормализованными запросами, а затем переходите ко второму шагу.
Следующий инструмент, которым мы воспользуемся – счетчик повторяющихся слов. Один из таких сервисов доступен по ссылке. Работать с ним очень просто. Вставьте все ключи из последнего файла в поле на странице, снимите галочку «Не учитывать слова из 2-х букв» и кликните «Проверить!»
Ниже на странице появится результат проверки.
Такие предлоги, как «в», «для» и т.п. можно удалить из файла с помощью стандартной функции Excel «Найти и заменить». Этот инструмент также подскажет вам самые важные ключевые слова, которые встречаются в семантике чаще других.
6. Определить конкурентов по выдаче
Имея готовый и оптимизированный список исходных запросов, можно приступать к их кластеризации. Если вы проводите ее в Click.ru, вы можете воспользоваться несколькими бонусными функциями, об одной из которых мы сейчас поговорим. Откройте инструмент кластеризации запросов в левом меню.
Введите адрес своего сайта, чтобы система подсказала вам, какие кластеры лучше подойдут для продвижения тех или иных страниц. Загрузите файл с исходной семантикой.
Далее следуют самые важные настройки – выбор способа и точности кластеризации. Для метода «Сравнение ТОПов» (HARD) нужно отметить поисковики и регионы анализа, а также указать количество пересечений URL, достаточное для попадания в кластер.
Профессиональная настройка (SOFT) группирует запросы по тому же принципу. Однако для особенно больших кластеров вы можете увеличить точность проверки, и из них будут исключены слова, по которым в поиске выпадает слишком мало релевантных адресов. Подробная инструкция по настройке инструмента по ссылке.
Скачав XLS-файл с готовыми кластерами, обратите внимание на столбец «Top URL». В нем находятся страницы ваших конкурентов, которые попали в топ выдачи по соответствующим запросам. Они пригодятся вам, чтобы:
- почерпнуть опыт поисковой оптимизации
- собрать дополнительные ключевые слова
- использовать в качестве примера для SEO-специалистов и копирайтеров
Что дальше
Будьте готовы, что первые кластеры запросов окажутся не идеальными. Иногда требуется варьировать точность кластеризации и редактировать исходные ключи, чтобы получить лучшую версию семантического ядра. Однако учитывая, что львиная доля этих операций автоматизирована, оптимизация не составит особых трудностей.
При работе с Click.ru агентства и фрилансеры, соответствующие условиям партнерской программы, получают вознаграждение с потраченных бюджетов – до 8% за контекст и до 35% за таргет – присоединяйтесь!