Интернет-продажи в России все еще сильно отстают от офлайна. Росстат приводит данные, что на сентябрь 2023 года во всем объеме розничной торговли доля онлайн-сделок составила всего 7,4%. При этом интернет-продажи показывают стабильный рост последние 10 лет: с 0,7% в 2014 году до 6% в 2022 году. В этом материале разберемся, что поможет представителям e-commerce привлекать и удерживать клиентов в 2024 году.
Рассмотрим перспективные тренды и объясним их пользу для бизнеса.
Разработайте стратегию развития
В 2024 году популярность e-commerce предсказуемо вырастет, вместе с этим станет ожесточеннее конкуренция между игроками на рынке. Например, на маркетплейсах количество продавцов постоянно растет, но при этом качество презентации товара, продвижения и клиентского сервиса улучшается намного медленнее. Практика показывает, что становятся успешными только те селлеры, которые продумывают стратегию заранее. Например, так распределилась актуальность задач по результатам опроса Tinkoff eCommerce:
Акцентируйте внимание на мультиплатформенности
Продавцу важно предлагать свои товары везде, где может присутствовать потенциальный клиент. Это значит, нужно вести торговлю в офлайне, запустить магазин на маркетплейсе, создать мобильное приложение, сайт, сообщества в социальных сетях и т. д. Такой подход позволит увеличить количество касаний бренда и пользователей, а также создаст ощущение выбора – клиент сможет покупать там, где ему удобнее.
Запускайте рекламу на маркетплейсах
Каждая площадка использует свой тип рекламных кампаний. Например, на Яндекс Маркете работает принцип аукциона. Побеждает продавец с самой высокой ставкой – его товар будет показан раньше, чем у конкурентов. Чтобы было удобнее вести рекламу на Яндекс Маркете, можно создать магазин через click.ru. В этом случае продавец получает дополнительные преимущества в виде приоритетной техподдержки и бесплатных инструментов автоматизации рекламы.
Добавьте интеллектуальных решений офлайн-точкам
В офлайн-магазинах должны появляться «умные» решения, которые облегчают шопинг и демонстрируют покупателям развитие бизнеса. Например, можно перейти на электронные чеки, добавить новые способы оплаты (выгодно смотрится СПБ, который позволяет компаниям снизить издержки на эквайринг), установить кассы самообслуживания. Одно из передовых решений – умные корзины, которые «пробивают» товары и формируют чек заранее, покупателю остается только оплатить его на кассе. При этом не нужно отказываться от «живых» форматов взаимодействия: консультантов-людей, дегустаций и пр.
Развивайте свой сайт
Даже те компании, которые успешно продают товары на маркетплейсах, не отказываются от ведения собственных сайтов. Несмотря на то, что основным драйвером развития e-commerce стали именно площадки торговых посредников, есть две причины продолжать поддерживать свой веб-ресурс или создать его. Во-первых, сайт дает независимость и позволяет выстраивать свою ценовую политику, не оглядываясь на требования маркетплейсов. Во-вторых, благодаря сайту можно построить бренд с узнаваемым лицом. Во-третьих, многие покупатели перед покупкой на маркетплейсе проверяют наличие сайта у продавца, чтобы убедиться, что он не торгует подделками.
Ищите индивидуальный подход к пользователям
Конкуренция на рынке высокая даже с учетом ухода зарубежных компаний, поэтому пользователи ожидают индивидуального подхода. Нужно выстраивать отношения с каждым потенциальным покупателем, чтобы завоевать его лояльность. Для этого, например, можно добавить на сайт блок, который будет предлагать товары, связанные с теми, что раньше покупал или просматривал пользователь. Или напоминать пополнять запасы расходуемых продуктов (корм для кошки, кофе в зернах).
Еще один способ стать ближе к покупателю – узнать о нем больше. Магазин товаров для животных может предложить авторизованным пользователям заполнить анкету о питомце и сформировать индивидуальные предложения на основе этой информации.
Запустите мобильное приложение
Несмотря на то, что мы уже упоминали приложения выше, стоит подчеркнуть его важность отдельно. Примерно 80% россиян делают покупки с мобильных устройств, поэтому желательно разработать приложение или сделать адаптивную верстку на сайте, чтобы на разных гаджетах он отображался корректно. Также стоит дать пользователю повод скачать программу на смартфон. Придумайте нечто большее, чем просто карту лояльности со штрихкодом. Это может быть система кешбэка, возможность получить промокоды на скидку. Например, «Магнит», «Пятерочка», «Глобус» предлагают раз в месяц выбрать категории товаров, за покупку которых будут начисляться дополнительные бонусы.
Добавляйте новые способы оплаты
По результатам исследования Baymard Institute, 9% пользователей отказываются от покупки, если они не нашли подходящий им способ оплаты. Бизнес может предоставить возможность оплачивать дебетовыми и кредитными картами, по СБП, электронными кошельками, по расчетному счету и т. д. Еще одна важная для клиентов опция – оплата до или после получения товара. Желательно дать выбор, потому что у каждого человека свои предпочтения.
Используйте больше видеоконтента
Данные Wyzowl Video Survey свидетельствуют, что 91% компаний использует видеоролики в продажах. В большинстве случаев пользователю проще посмотреть видео, чем читать описание товара. Также популярностью пользуются 360-градусные видео, которые дают возможность рассмотреть интересующую позицию со всех сторон. Ролики очень хорошо работают в продажах одежды. Например, бренд ELIS благодаря видеообложке за месяц увеличил переходы в карточку товара с 1755 до 2500.
Видеоконтент может выглядеть по-разному: отзывы, обучающие материалы, обзоры, дополненная или виртуальная реальность.
Больше данных о состоянии онлайн-торговли в России и технологические инсайты для увеличения продаж можно получить здесь.