В контекстной рекламе на поиске ваши объявления могут скликивать конкуренты, вручную или с помощью ботов. В медийной рекламе владельцы площадок, где размещаются ваши объявления, могут накручивать клики для получения большего вознаграждения. Все это снижает эффективность кампаний и наносит серьезный ущерб бюджету, который сливается впустую.
К 2022 году прогнозируемые потери рекламодателей от кликфрода (скликивания и накрутки кликов) составят $87 млрд.
В статье разбираем основные схемы, которые используют мошенники, недобросовестные конкуренты и вебмастера. А также рассматриваем, как защищают от кликфрода рекламные системы и какие действия необходимо предпринимать самим рекламодателям.
Содержание
Кликфрод на практике: краткий обзор 11 распространенных схем
- Кликфрод-ферма
- Массовое скликивание с помощью ботов
- Скликивание силами конкурентов
- Скрытые баннеры – пиксели
- Скрытые или малозаметные плейсменты
- Подмена рекламной ссылки
- Искажение статистики по местам размещения: выдача «мусорных» площадок за качественные
- Краудсорсинг
- Подмена cookies и ссылок в CPA-сетях
- Фейковые установки приложений
- Имитация действий в мобильных приложениях
Как Google защищает рекламодателей от кликфрода
- Как узнать, сколько недействительных кликов определил Google
- Как определить кликфрод
- Что можно сделать для борьбы с кликфродом
Кликфрод на практике: краткий обзор 11 распространенных схем
1. Кликфрод-ферма
В этой схеме используют труд низкооплачиваемых сотрудников, суть работы которых заключается в следующем:
- кликают по объявлению и переходят на целевую страницу;
- просматривают целевую страницу определенное время и (опционально) совершают небольшие действия на ней (заполняют формы или регистрируются).
Как правило, кликфрод-фермы чаще всего используют для накрутки лайков и подписчиков в соцсетях, а также для заработка с накрученных кликов по баннерам, размещенным на собственном сайте.
Такое скликивание не всегда могут распознать фильтры Яндекса и Google, так как кликают не боты, а реальные люди, которые ведут себя так, как обычные пользователи.
2. Массовое скликивание с помощью ботов
Это автоматический способ скликивания, при котором применяются специальные скрипты и программное обеспечение. Использование ботов позволяет организовать быстрое и массированное скликивание бюджета. Боты имитируют поведение реальных пользователей: кликают по объявлению, переходят на целевые страницы и покидают их.
Простые боты покидают сайт сразу после перехода. Более продвинутые могут находиться на целевой странице от 2 до 15 секунд и имитировать другие действия: просмотр страницы, взаимодействие с элементами страницы и т. д.
Часто кликфрод с помощью ботов используют сайты, созданные для заработка с рекламы. Таким способом они нагоняют фейковый трафик и клики по рекламным баннерам, что позволяет:
- получить больше денег;
- повысить показатели эффективности ресурса и сделать его более привлекательным для рекламодателей (чтобы получить больше размещений).
3. Скликивание силами конкурентов
Скликивать ваши объявления также могут конкуренты. Кликая по вашим объявлениям в выдаче Яндекса и Google, они впустую расходуют ваш бюджет. Некоторые компании могут давать указания сотрудникам регулярно заходить в Яндекс и кликать по объявлениям конкурентов.
Такая подрывная деятельность может привести к тому, что ваш бюджет израсходуется раньше времени и объявления перестанут показываться. За счет этого конкурент получит преимущество в выдаче и сможет показываться на более высоких позициях, вытеснив вас.
Ситуация усугубляется в нишах с дорогими кликами. Сравнительно небольшое количество фейковых кликов от конкурентов может нанести ощутимый ущерб вашему бюджету.
Во многих нишах подобные методы недобросовестной конкуренции – достаточно распространенная история. Часто, чтобы усложнить отслеживание по IP, скликивание делают, подключаясь через VPN-сервисы. Но при анализе трафика все равно будут заметны аномалии: отсутствие взаимодействия с целевой страницей, высокий показатель отказов и т. д.
Что делать, если вы обнаружили признаки скликивания? Подробнее о способах борьбы с кликфродом мы рассказали в статье «Скликивание бюджета: противостоим мошенникам».
4. Скрытые баннеры – пиксели
Прозрачные пиксели с JavaScript-кодом используют для отслеживания поведения пользователей и сбора статистики. Например, пиксель в письме email-рассылки позволяет узнать, сколько пользователей получило письмо и прочитало его. Также такие пиксели применяют на страницах сайтов и в HTML5-баннерах.
Кроме полезного действия, пиксели – прекрасный инструмент для кликфрода. Используют их в двух целях:
- для накрутки показов. Скрытый пиксель, размещенный в начале страницы сайта, формально находится в зоне видимости пользователя (хотя фактически пользователь его не видит). Формальная видимость позволяет засчитать показ по модели CPM;
- для кликфрода с помощью ботов. Владелец сайта размещает микроскопический баннер 1х1 пиксель, а затем запускает ботов, которые кликают по нему. Для программного скрипта не важен размер картинки, что позволяет накрутить переходы.
5. Скрытые или малозаметные плейсменты
Этот способ более грубый: рекламные баннеры располагаются в полном размере, но в местах, которые не видны пользователю. Ими могут быть:
- попандер, который открывается за окном браузера;
- области вне экрана;
- плейсмент, в котором несколько баннеров перекрывают друг друга.
6. Подмена рекламной ссылки
Работает этот способ так:
- пользователь кликает по баннеру или ссылке на сайте (например, по вашему объявлению);
- при клике оригинальная ссылка подменяется скриптом на стороне сайта или сервера, и пользователь перенаправляется на другую страницу;
- за трафик платите вы, но получает его злоумышленник.
Для реализации данной схемы могут использоваться различные способы: взлом сайта и подстановка JavaScript-кода в исходный код плейсмента, взлом DNS-сервера для подмены ссылки на уровне HTTP-запроса и т. д.
7. Искажение статистики по местам размещения: выдача «мусорных» площадок за качественные
Один из способов кликфрода – показывать рекламу на низкокачественных ресурсах, выдавая эти ресурсы за качественные площадки. Технически способ базируется на сложных последовательностях переадресаций и вложенных вызовов рекламы внутри фреймов.
В итоге такой кликфрод приводит к следующему:
- рекламодатель видит в отчете по размещениям качественные площадки и думает, что реклама показывается нормально (в нужных местах);
- фактически реклама показывается на «мусорных» площадках, а бюджет практически полностью сливается впустую.
8. Краудсорсинг
Это, пожалуй, единственный относительно белый способ накрутки кликов. Суть его в следующем:
- владелец сайта настойчиво (иногда навязчиво) мотивирует посетителей кликать по рекламе, размещенной на сайте. Это может быть простой призыв «Кликните по баннеру, чтобы поддержать ресурс» или предложение кликнуть, чтобы получить какой-то бонус;
- такие методы позволяют повысить количество кликов, а владелец ресурса получает большее вознаграждение за клики по баннеру.
Для рекламодателя же такие методы не несут ценности: большинство тех, кто кликнет по баннеру, не заинтересованы в продукте, так как кликают для получения бонуса (или с целью поддержки ресурса). Выигрывает только владелец сайта, а рекламодатель получает нецелевой расход бюджета.
Важно! Такая практика не является белой. Если призывы кликать слишком навязчивые и пользователи на это жалуются, рекламные платформы могут заблокировать вашу площадку.
9. Подмена cookies и ссылок в CPA-сетях
Участники СРА-сети получают вознаграждение, если последним источником перед целевым действием стали их ресурсы или платная реклама. Для атрибуции используются разные методы, наиболее часто применяются следующие:
- last paid cookie (последний куки);
- last paid click (последний клик).
Использование первого метода открывает много возможностей для манипуляций. Мошенники могут подгружать в браузер пользователя большое количество cookies различных интернет-магазинов. Если пользователь совершит покупку в одном из магазинов, конверсия будет засчитана мошеннику, который реализовал подгрузку cookies.
Технически этот способ чаще всего реализуется с помощью ClickUnder: при клике на ссылку открывается новое окно браузера с рекламной страницей (часто такие окна открываются даже при клике в произвольной области страницы, вы, скорее всего, сталкивались с таким явлением). После открытия окна загружаются сторонние cookies, которые позволяют мошеннику присваивать себе конверсии.
Еще один метод – подмена ссылки, по которой покупатель переходит в ваш интернет-магазин, с помощью фреймов или загрузки сайта в ClickUnder. Это можно сделать и другими способами, например через вредоносный тулбар или расширение для браузера.
10. Имитация установки приложений
При продвижении мобильных приложений можно столкнуться с аналогом кликфрод-ферм: низкооплачиваемые работники переходят по рекламным ссылкам и устанавливают приложения.
В самом примитивном случае для этих целей используются недорогие смартфоны, на которые приложения и устанавливаются. В продвинутых фермах используются эмуляторы смартфонов на ПК. Это дает возможность менять DeviceID, выполнять больше установок и усложняет обнаружение накрутки.
11. Имитация действий в мобильных приложениях
Этот способ также относится к кликфроду в нише мобильных приложений. Здесь используют специальных ботов, которые передают в систему атрибуции данные о действиях в приложении, которые пользователь по факту не совершал.
Возможны разные сценарии:
- формирование фальшивых отчетов о действиях в приложении с использованием реальных ID смартфонов. Когда пользователь с этим ID на самом деле установит программу, злоумышленник получит вознаграждение;
- установка ботов на устройство пользователя. Например, они могут быть вшиты в различные утилиты по типу конвертеров видео. Боты передают фальшивые данные о действиях пользователя непосредственно с его устройства.
Как Google защищает рекламодателей от кликфрода
Алгоритмы Google проверяют каждый клик по рекламным объявлениям. При проверке учитывается IP, с которого приходит клик, время взаимодействия со страницей, повторные взаимодействия и другие факторы.
Для борьбы с кликфродом Google использует несколько механик:
- Более 180 автоматических фильтров. Для этого применяются алгоритмы машинного обучения, которые обучаются и определяют накрутку кликов. Фильтры работают в режиме реального времени или близкому к нему. Например, так быстро алгоритмы Google определяют IP-адреса, которые находятся в черном списке. Алгоритмы срабатывают еще до клика по рекламе, поэтому деньги за такие клики не будут списаны с рекламодателя. В некоторых случаях на определение недействительных кликов требуется больше времени. Так, алгоритмам может потребоваться до нескольких недель на распознавание искусственного трафика.
- Ручное обнаружение и просмотр. Рекламодатели могут обращаться в поддержку с жалобами на аномальную активность. Эти обращения рассматривает поддержка Google и анализирует трафик вручную.
- Исследования и охота за ботнетами. В Google есть специальная команда, которая анализирует рекламный трафик, выявляет аномалии и определяет источники неживого трафика.
Как узнать, сколько недействительных кликов определил Google
В отчетах Google Ads вы можете посмотреть статистику по кликам, которые алгоритмы Google определили как кликфрод. Для этого настройте столбцы в таблице с отчетом и добавьте столбец «Недействительные клики».
После добавления столбца вы сможете посмотреть количество недействительных кликов, которые отфильтровала система.
Как определить кликфрод
Обратите внимание на аномальные показатели:
- резкое увеличение показов и кликов (без объективных причин);
- резкий рост CTR в медийных кампаниях;
- много посещений с одинаковых IP;
- увеличение показателя отказов;
- большая доля трафика с подозрительных гео;
- нет активности на сайте и т. д.
Что можно сделать для борьбы с кликфродом
- Регулярно анализируйте трафик – источники, активность на сайте, местоположение пользователей. Обращайте внимание на аномальные отклонения.
- Блокируйте IP-адреса, с которых регулярно поступает много сеансов с нулевой активностью.
- Исключайте подозрительные ресурсы из списка площадок для размещения.
- Используйте сервисы верификации рекламных размещений – это специальные сервисы, которые обеспечивают эффективность размещений рекламы на площадках, определяют и фильтруют некачественный трафик. Пример такого сервиса – GeoEdge.
- Регулярно обновляйте SDK для разработки приложений.
- Используйте антифрод-решения систем мобильной аналитики (AppsFlyer, Adjust и т. п.).
Если вы заподозрили скликивание, заполните форму по оценке качества кликов. Опишите проблему и введите все необходимые данные.
Как фильтрует скликивание Яндекс
В Яндекс.Директе также есть защита от кликфрода, которая позволяет отфильтровывать недействительные клики и не списывать с рекламодателя оплату за них:
- Фильтрация ботов в режиме реального времени.
- Онлайн-проверка на базе алгоритмов машинного обучения. Каждый клик анализируется по 250 характеристикам, после этого определяется кликфрод.
- Офлайновый анализ поведения пользователей. Алгоритмы Яндекса строят графы поведения пользователя. Аномальные уплотнения на графе сигнализируют об отклонении от нормы. В этом случае проводится дополнительная проверка.
Подробнее о фильтрации скликивания можно почитать здесь.
Как узнать, сколько недействительных кликов определил Яндекс
Данные по недействительным кликам доступны:
- в Мастере отчетов;
- в отчетах «Общая статистика» и «Поисковые запросы». Данные по скликиваниям отображаются в строке «Недействительные клики» за весь выбранный период.
Как и в Google, вы можете отправить жалобу на подозрительный трафик с помощью специальной формы.
Выбор рекламного канала и кликфрод
В зависимости от того, где вы размещаете рекламу и с помощью какой рекламной системы вы это делаете, вы в той или иной степени будете подвержены риску столкнуться с кликфродом. Нужно учитывать это при выборе рекламных каналов и быть готовым к возможным потерям от кликфрода.
Ниже – сравнительная таблица основных каналов трафика.
Рекламный канал |
Риск кликфрода |
Медийная реклама |
Наиболее уязвимы для кликфрода (особенно CPA-сети). |
CPA-сети | |
Поисковая реклама |
Главная угроза — скликивание конкурентами (ручное или автоматическое). |
Таргетированная реклама в Facebook, ВКонтакте |
Нет риска подмены ссылок или плейсментов. Единственная угроза — скликивание ботами. |
Чтобы запуск кампаний прошел быстрее, а таргетинг стал точнее, настраивайте рекламу через Click.ru. С помощью инструментов сервиса вы можете охватить показами целевых пользователей с нужными намерениями. Кроме того, подключившись к партнерской программе Click.ru, вы можете возвращать до 12% от расходов ваших клиентов на контекстную рекламу и до 18% на таргетированную. Это поможет сократить риски некачественного трафика и даст бюджету дополнительный «запас прочности».