Профессия SMM-менеджера с каждым годом становится все популярнее. Это связано с тем, что соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и предпосылок к тому, что это изменится, пока нет. Да, будут меняться сами площадки, рекламные форматы, приходить новые игроки (привет, TikTok), но сама профессия будет существовать еще очень долго.
Итак, SMM-менеджер (Social Media Manager) – это специалист, который занимается продвижением бренда в социальных сетях.
Ниже рассмотрим 7 навыков, которые мы считаем основными для успешной карьеры в профессии SMM.
1. Стратегия
Этот навык приобретается только с опытом и количеством проектов.
Что здесь важно:
-
понимание ЦА и продукта;
-
правильный выбор соцсети для продвижения;
-
знание инструментов и механизмов использования каждой соцсети (все они разные, иногда очень. И вы должны уметь выжать из них максимум);
-
выбор рекламных инструментов.
2. Контент
Многие бренды забывают о главном правиле – они делают контент не ради аудитории, а ради себя.
Что здесь важно:
-
разработка контент-стратегии: (что, где и для кого публикуем);
-
умение грамотно писать тексты. Мы нарочно избегаем понятия «копирайтинг», потому что классическим копирайтером SMM-менеджеру быть не обязательно, объем не такой большой. Но вот основы написания текстов, заголовков, редактуры и т. п. знать нужно;
-
визуал. Тут важно понимать, что SMM-менеджер не обязан быть дизайнером, но именно он отвечает за итоговую визуальную концепцию, поэтому нужно уметь правильно ставить ТЗ дизайнеру, прокачивать «насмотренность» и изучать опыт других брендов.
3. Комьюнити-менеджмент
Под этим пунктом имеется в виду все, что связано с построением комьюнити и коммуникацией с пользователями.
Что здесь важно:
-
выбор TOV (Tone of voice) – тональность, с которой бренд общается со своей аудиторией. Например, «Йоу, чуваки» или «Здравствуйте, дорогие коллеги». Все зависит от бренда, ЦА и выбранной площадки;
-
создание интерактивов, UGC (user-generated content), увеличение активности и прочие «движухи» с подписчиками;
-
поиск и отработка отзывов и упоминаний (как негативных, так и позитивных);
-
нивелирование негатива. Есть немало успешных кейсов от разных брендов, когда неадекватный и недовольный подписчик превращался в лояльного пользователя;
-
скорость ответа в директе и комментариях. Самый неоднозначный пункт, потому что сложно быстро отвечать при условии выполнения других выше- и нижеперечисленных задач. Но скорость очень важна, поэтому эта область всегда одной из первых идет на делегирование другому менеджеру.
4. Таргетированная реклама и аналитика
Да, есть отдельная сложная профессия, которая называется «таргетолог». Но несмотря на это, SMM-менеджер должен знать принципы работы таргетированной рекламы, уметь работать в рекламных кабинетах соцсетей и следить за нововведениями, потому что все это напрямую влияет на стратегию и результат работы. Сложно ежедневно коммуницировать с таргетологом, если ты сам не знаешь, как и что он делает.
Что здесь важно:
- умение работать в рекламных кабинетах ВКонтакте и Facebook/Instagram;
- знание рекламных форматов и плейсментов;
- запуск и оптимизация объявлений;
- принципы парсинга аудитории;
- установка пикселя на сайт;
- ретаргетинг;
- look-alike и т. д.
Не откроем Америку, если скажем, что есть компании, где нет таргетолога и SMM-менеджеру приходится закрывать весь пул задач. Да, это сложно, но обычно в таких проектах нет больших бюджетов на таргетинг, поэтому и запусков не очень много.
5. Работа с блогерами. Influence-маркетинг
Помимо таргета есть еще один популярный способ рекламы в соцсетях – Influence-маркетинг, т. е. работа с инфлюенсерами, лидерами мнений.
Что здесь важно:
- поиск и подбор блогеров (наличие ЦА, проверка на накрутку и т. д.);
- постановка задачи, подготовка материалов;
- коммуникация с блогером;
- аналитика.
6. Тренды и креатив
SMM-менеджер должен постоянно держать руку на пульсе.
Что здесь важно:
- использование нововведений в инструментарии соцсетей. Например, это может быть новая фишка в таргете ВКонтакте или новый стикер в Инстаграм. Скорость реакции на эти фичи очень важна;
- «быть в движухе». SMM-менеджеру очень важно быть в тусовке, общаться с коллегами. Это помогает не только быть в курсе последних новостей, но и придумывать коллаборации, искать работу и просто спросить совета;
- про креатив невозможно сформулировать какие-то требования, он не поддается объективной оценке. Но делать так, как делали уже 1000 раз, наверное, не круто. Ищите вдохновение, экспериментируйте, творите как художники.
7. Основы маркетинга
Самая главная проблема SMM-специалистов – отсутствие маркетинговой базы.
Да, можно успешно работать и без понимания основ. Но чем больше SMM-менеджер будет разбираться в классическом маркетинге и других digital-направлениях, тем больше он будет приносить пользы клиенту/работодателю.
Что здесь важно:
- анализ рынка и конкурентов;
- метод персонажей;
- разработка УТП;
- воронка продаж;
- аналитика (Google Analytics, Яндекс.Директ) и т. д.
Итак, если вы обладаете этими навыками, то можете рассчитывать на зарплату от 60 000 до 100 000 рублей в Москве. В регионах ниже, но в сфере SMM можно работать удаленно на фрилансе с несколькими проектами. Главное – не забывайте про качество. Взять 5 проектов, заполнить все свободное время и везде потерять качество – не самая лучшая идея.
7 навыков + хороший опыт + ответственность и управленческий навык = возможность получать лучшие вакансии на руководящие должности в соответствующих департаментах.
Как стать SMM-специалистом и овладеть этими 7 навыками за 3 месяца
Честно: никак.
Но на нашем курсе за 3 месяца можно получить:
- основы и четкий план действий;
- первые результаты (клиенты, подписчики и т. д.);
- портфолио;
- «движуху» и коллег по цеху.