Это не обычная статья, а глава из нашей новой книги «Нестандартное SEO: как ускорить продвижение в поисковых системах». В тексте на примерах разберем особенности каждого тега и метатега, алгоритмы работы и типичные ошибки при работе с ними.
Особенности составления title, description, h1
Теги title, h1 и метатег description описывают содержимое страниц для поисковых систем и пользователя, делают сниппеты – краткие описания страницы в выдаче – привлекательными, интригующими и кликабельными. Правильно прописанные теги позволяют добиться роста по позициям и трафику, превратить пользователя из искателя товара в заинтересованного покупателя.
Основное требование поисковых систем к тегам – уникальность. Разные страницы не должны содержать одинаковые заголовки или описания. Поисковые системы сочтут их дублями: такие страницы могут выпасть из индекса, что грозит потерей видимости в выдаче.
Например, возьмем две страницы про стиральные машины:
- site.ru/catalog/stiralnaya-mashina-bosch-serie-6/
- site.ru/catalog/stiralnaya-mashina-bosch-serie-4/
Товары разных моделей (bosch serie 4 и bosch serie 6), но title у них одинаковый – «Стиральные машины». Скорее всего, одна из страниц не попадет в индекс, т. к. посчитается дублем. Но даже если обе страницы проиндексируются, мы не будем получать по ним трафик с запросов типа:
Title. Это один из важнейших факторов ранжирования страницы, который сообщает поисковой системе и пользователю о ее содержании. Оптимальная длина – 75 символов (включая пробелы и знаки препинания). Должен содержать минимум 6 самых часто встречающихся запросов, самый частотный рекомендуем располагать ближе к началу заголовка.
Часто в title не добавляют важные леммы из запросов, из-за чего по ним ухудшается видимость сайта. Бывает, что title вообще не оптимизирован: не дает никакой информации о деятельности компании. Например:
Плохо:
Хорошо:
Также ошибкой будет не добавить коммерческие леммы типа «купить», «цена», «интернет-магазин», «заказать» и т. д. С их помощью можно собрать дополнительный трафик по коммерческим запросам.
Еще лучше:
Description – краткое описание содержимого страницы. Оптимальная длина – 200 символов. Содержит преимущества компании и уникальное торговое предложение (УТП).
Несмотря на то, что SEO-специалисты все еще спорят о том, как именно description влияет на продвижение ресурса, рекомендуем прописывать этот метатег в любом случае. Яндекс.Вебмастер расценивает отсутствие description на страницах как ошибку:
Каждая страница должна содержать description, чтобы сниппет в выдаче выглядел привлекательно и кликабельность сайта росла. Ошибкой, влияющей на продвижение, считается неуникальный description: для алгоритмов ПС такой метатег – показатель неуникального контента, а поисковики его очень не любят.
Проверить уникальность можно, например, в программе Screaming Frog. С помощью функции Duplicate по неуникальным title, description или h1 можно найти также дубли страниц. Метатег description должен быть уникальным в рамках сайта, чтобы избежать дублирования страниц и выпадения их из индекса.
Писать description можно по шаблону, не добавляя все леммы из запросов. Мы провели тест: выбрали 2 группы проектов для анализа, прописали для страниц одной группы description по шаблону, а для другой добавили в метатег все леммы из продвигаемых запросов. В результате на позиции не повлияло ни то, ни другое.
В отличие от title, наличие в description всех лемм из продвигаемых запросов на позиции не влияет.
H1 – самый частотный запрос, ведущий на страницу, в правильном падеже. Для разводящих страниц h1 употребляем запрос во множественном числе.
Например, фраза «Армейские кровати» будет h1 для разводящей страницы site.ru/krovati/armeiskie/ с продвигаемыми запросами:
Леммы «купить», «заказать», «продажа», «стоимость» в h1 добавлять не следует. Исключение — статьи вроде «Как заказать пиццу через приложение?», «Какова стоимость ипотеки в 2019 году?».
И еще одно правило, относящееся ко всем тегам: всегда проверяйте орфографию. Ошибки в сниппете негативно сказываются на CTR –кликабельности сайта в выдаче.
Алгоритм составления тегов
1. Для удобства сортируем запросы, ведущие на одну страницу, по убыванию спроса:
2. Формируем тег title. Необходимо, чтобы title начинался с точного вхождения самого частотного запроса – в нашем случае это «квартиры в новостройке», – если это не противоречит требованиям русского языка. Например,
Проверьте выдачу по самому высокочастотному запросу, обратите внимание на конструкцию метатегов у конкурентов, на подсвечивание в выдаче дополнительных лемм, которые не используете в ваших тегах.
- Если самый частотный запрос начинается со слова «купить», сделайте дополнительную проверку: посмотрите выдачу по такому запросу, и если более 50 % сайтов в топе имеют title, начинающийся со слова «купить», то смело начинайте свой метатег с этой леммы; в противном случае поместите ее в середину тега.
- Если страница продвигается по небольшому количеству запросов, их можно вписать в title одним пассажем или они занимают менее половины допустимого количества символов, рекомендую добавить второй пассаж с леммами наиболее частотного запроса, дополненного словами из поисковой выдачи – теми словами, которые конкуренты употребляют в своих title.
3. Лемматизация. Выше мы говорили, что в теги необходимо добавлять важные леммы из запросов. Чтобы определить их, проводим лемматизацию – выделяем из пула продвигаемых запросов наиболее часто повторяющиеся слова и преобразуем их в леммы.
Сделать это быстро можно при помощи сервиса arsenkin.ru. Помещаем в поле список запросов и жмем «Лемматизировать»:
После обработки данных внизу страницы видим:
Выбираем первые 6-7 лемм с наибольшим количеством вхождений в список продвигаемых запросов и дополняем ими title «квартиры в новостройке». Чем выше частотность запроса, в который входит лемма, тем ближе ее расположение к началу тега title.
В нашем случае леммы, входящие в наиболее частотные запросы, – «купить» (она же одна из самых часто встречающихся) и «застройщик». Поэтому разместим два этих слова в связке с фразой «квартиры в новостройке»:
Завершаем формирование тега title добавлением лемм «Сочи» и «цена» – 4 и 6 по частотности соответственно:
Получившаяся конструкция:
- содержит наиболее частотный запрос в точной форме;
- вмещает все необходимые леммы (6 самых частых);
- не нарушает правила русского языка;
- является читабельной и естественной с т. з. порядка слов.
Если в списке лемм есть полные слова и сокращения (например, «автомобиль» и «авто»), суммируйте их частоту и добавляйте в title одну из лемм. Желательно ту, которая входит в наиболее частотные запросы.
Если в списке лемм есть англоязычные и русскоязычные варианты бренда (например, Chevrolet и «Шевроле»), то в тег title добавляйте официальное название (в данном случае Chevrolet).
4. Проверяем длину составленного тега title, она не должна превышать 100 символов (оптимально — 75), включая пробелы. Для этого можно воспользоваться функцией =ДЛСТР() в Excel.
Алгоритм составления тега description аналогичен алгоритму для title, но имеет свои особенности:
- в шаге 3 необходимо предусмотреть наличие всех лемм из списка запросов (все леммы, которые показал сервис);
- в шаге 4 длина тега description не должна превышать 230 символов.
Лемматизация тегов конкурентов
Как правило, теги пишут под продвигаемые запросы, используя леммы из них. И это ошибка: так можно упустить леммы, которые принесут дополнительный трафик – синонимы, разговорную речь и т. д. Получить список таких дополнительных лемм можно, проанализировав теги конкурентов.
Рассмотрим написание title методом лемматизации заголовков конкурентов. Возьмем для примера страницу, на которую ведут запросы:
- «армейская металлическая кровать»;
- «армейские кровати купить»;
- «армейские кровати купить в москве»;
- «кровати двухъярусные армейские купить»;
- «кровать двухъярусная армейская металлическая».
Добавляем эти запросы в сервис Пиксель Тулс, нажимаем «Проверить» и получаем заголовки конкурентов в топ-10 по каждому запросу.
Список заголовков копируем в сервис arsenkin.ru и лемматизируем, как делали это в предыдущем разделе. Получаем таблицу:
Копируем их в Excel и начинаем писать свой title по уже известному вам алгоритму.
Начинаем составлять title с самого часто повторяющегося слова «армейский». Добавляем в порядке убывания остальные слова: «кровать», «москва», «цена», «купить», «сравнивать», «двухъярусный», «металлический». Достаточно 6—7 наиболее частотных слов: чем больше лемм в title, тем меньше вклад каждой из них в ранжирование.
Приводим выбранные слова в читабельный вид:
Полученный title имеет вхождения самых часто повторяющихся слов из заголовков конкурентов, не содержит грамматических и орфографических ошибок. Description составляется по аналогии.
Использование латентной семантики в тегах
Латентная семантика, LSI-ключи (от англ. latent semantic indexing – «скрытое семантическое индексирование» или «индексация скрытого смысла») – неочевидные ключевые слова, сопутствующие основному запросу и дополняющие его (синонимы, слова близкой тематики).
После внедрения Google алгоритмов «Панда» и «Колибри» поисковые системы начали оценивать контент с точки зрения релевантности и соответствия поисковым запросам пользователей. Поэтому на ранжирование страниц хорошо влияет использование латентной семантики, или LSI-ключей.
Найти их можно с помощью инструмента Пиксель Тулс (введите запросы и нажмите «Обработать»). Например, для запросов «купить холодильник», «купить холодильник недорого» LSI-ключами будут:
Как правило, LSI-фразы используют для написания текстов, но можно включать их и в метатеги. Поисковая система сочтет title с одной-двумя LSI-фразами более релевантным и исчерпывающим, что положительно скажется на трафике и позициях.
Также данный способ написания помогает в том случае, когда запросов на страницу немного (1-3): употребление LSI-фраз сделает title более информативным.
Написание тегов «сцепкой»
Значительно ускорить работу с тегами поможет метод «сцепки»: автоматическое объединение конструкций друг с другом с помощью Excel. Единственный минус метода – риск потерять некоторые слова из целевых запросов и LSI-фразы.
Процесс состоит из трех этапов: написание h1, выбор шаблона окончания title, выбор шаблона окончания description. Для примера возьмем несколько страниц с пулом запросов для продвижения сайта бюро переводов.
Этап 1. Написание h1
В таблице Excel собираем запросы для продвижения по каждой странице и фильтруем по убыванию спроса, чтобы выбрать самый частотный.
Получим:
Далее для столбца «Страница» выбираем сортировку от А до Я.
Для каждой страницы запросы отсортированы по убыванию спроса:
Самые частотные запросы для каждой страницы – «переводы с китайского», «услуги перевод на английский», «художественные переводы», «легализация перевода». Приводим их в соответствие грамматическим нормам и получаем метатег h1 (столбец H1):
Этап 2. Выбираем шаблон окончания для title
Проводим лемматизацию: добавляем наиболее часто повторяющиеся слова, сопровождающие запрос, чтобы собрать больше трафика. Используем знакомый нам сервис tools.pixelplus.ru[СЗ6] , куда вводим все продвигаемые запросы (максимальное количество – 100).
Допустим, у нас больше 100 продвигаемых запросов. Тогда необходимо выделить самые частотные, по одному на страницу. Алгоритм:
- сохраняем сортировки из прошлого шага;
- копируем эти данные на отдельный лист в Excel;
- выделяем таблицу полностью (ctrl+A), заходим в «Данные» → «Удалить дубликаты», оставляем выделение на столбце «Страница» → «ОК».
Получаем по одному самому частотному запросу на каждую страницу:
Вводим эти запросы в том же сервисе Пиксель Плюс и проверяем, какие дополнительные слова к таким фразам используют конкуренты:
Переносим результаты в Excel и копируем данные из столбца «Заголовок»:
Скопированные данные лемматизируем и получаем:
Переносим результаты в Excel или продолжаем работать в сервисе: необходимо выбрать самые часто повторяющиеся слова, подходящие под нашу тематику и деятельность. Они войдут в состав «хвоста» для title всех продвигаемых страниц. В данном случае подходят слова:
Составляем «хвост» для title: пробел (так мы сцепляем «хвост» с h1), двоеточие + «бюро переводчиков документов на русский язык в Москве». Вносим этот «хвост» напротив каждого h1 в таблицу Еxcel:
Далее используем формулу: =сцепить(D2;E2), где D2 – ячейка с h1 для первой страницы, а E2 – ячейка с «хвостом» для первой страницы.
Далее протягиваем формулу до конца:
Таким образом можно сгенерировать title для любого количества страниц. Теги можно точечно корректировать: добавлять дополнительные слова из запросов.
Этап 3. Выбор шаблона окончания description
Алгоритм тот же, что и для title: к фразе в столбце h1 цепляем текст побольше, в который добавляем преимущества.
Чтобы не потерять значащие фразы, рекомендуем сформировать несколько вариантов «хвостов» для различных типов страниц.
Как контекстные объявления могут помочь при написании тегов
Часто у SEO-специалистов возникают проблемы в составлении тегов, привлекательных с точки зрения маркетинга. Короткие цепляющие тексты, заточенные на кликабельность, — конек специалистов по контекстной рекламе. Поэтому идеи для метатегов можно брать из контекстных объявлений конкурентов.
Для этого можно использовать сервис Serpstat : вводим домен сайта и видим наиболее близких конкурентов.
Далее по очереди добавляем в Serpstat домены конкурентов и прокручиваем раздел «Суммарный отчет» до блока «Объявления». Источник вдохновения перед вами!
На этом все. Запомните, работа с тегами и метатегами – важнейший этап оптимизации сайта. Выполнив эти несложные правила, вы избежите типичных ошибок и сможете добиться роста трафика, а следовательно, и конверсий.
Эффективное продвижение сайтов от Ingate.ru!