В прошлой статье мы затронули основы SEO-аудита локального бизнеса: проверку наименования, адреса, телефона, фотографий и отзывов.
Сегодня остановимся на оптимизации подробнее, а в конце статьи вас ждет чек-лист, обобщающий всю изложенную информацию. Вы можете воспользоваться им при проверке оптимизации вашей компании под локальное продвижение.
Рекламные объявления в геосервисах: проверяем конкуренцию
Начиная с 2016 года Google публикует поисковые рекламные объявления и на картах. Проанализировав эту часть локальной выдачи, можно определить для себя уровень конкуренции, а также то, по каким запросам и по каким гео показываются объявления конкурентов.
На картах рекламные объявления выглядят так:
В списке результатов такая компания помечена ярлыком «Реклама» и расположена выше обычных результатов поиска, а маркер на карте – сиреневого цвета, а не стандартного красного.
Отметим, что Google постоянно тестирует выдачу, и оформление рекламных объявлений (как и обычных результатов) может меняться.
Поэкспериментируйте с запросами и посмотрите:
- кто из ваших конкурентов использует рекламные объявления на Google Maps, какие это компании;
- как много мест вверху списка результатов занимают рекламные объявления;
- насколько близко от пользователя расположены обычные результаты и рекламные;
- как меняется рекламная выдача, если указать в запросе соседние местоположения, и т. п.
Анализ даст вам представление, насколько высока конкуренция в локальной выдаче по вашему местоположению и тематике. В конкурентных отраслях рекламных объявлений довольно много. Если их нет или мало, то вы можете просто и при сравнительно небольших затратах занять верхние позиции с помощью рекламы. Или же попасть туда бесплатно, поработав над различными факторами локального продвижения.
Кроме того, вы можете отобрать запросы и подходящие вам смежные местоположения, конкуренция по которым низкая или вообще отсутствует.
Влияние близости расположения на результаты локального поиска
Впервые расстояние от местоположения пользователя до локации бизнеса стало важным фактором ранжирования в 2014 году, с введением в действие алгоритма «Голубь». Алгоритм учитывал местонахождение человека, первые места в результатах по локальным запросам стали получать местные компании, из той же страны, города, района, что и пользователь. Позже его дополнил алгоритм «Опоссум» и было проведено несколько апдейтов.
После этого выдача по локальным запросам радикально изменилась. Решающим фактором стали не оценки вашей компании, а близость к пользователю. У вас может быть лучшее кафе в городе, но если вы находитесь далеко от человека, который ищет кафе на карте, вы, скорее всего, то даже не попадаете в локальную выдачу.
Местоположение пользователя определяется по геолокации мобильного устройства, с которого он задает запрос (поэтому выдачи на одном и том же смартфоне будут сильно отличаться, стоит вам уехать в другой конец города), или по IP-адресу компьютера (причем довольно точно).
Алгоритмы учитывают не только расстояние, но и множество других факторов, в том числе тип бизнеса (относится ли он к локальным, осуществляется ли доставка, выездные у вас услуги или оказываются на месте и т. п.).
Особенности поиска мест рядом с пользователем
Очень наглядно видна работа алгоритмов, если проверить результаты выдачи по запросам с указанием гео и со словом «рядом» («кафе рядом», «СТО рядом» и т. д.), которое, по сути, является триггером поиска мест как можно ближе к пользователю.
Посмотрим, например, на результат поиска на Google Картах по запросу «кафе на Васильевском острове»:
Мы видим достаточно разбросанные по локациям результаты.
Картина меняется, если запросить «кафе рядом», при этом указав локацию пользователя:
Показаны компании неподалеку от местоположения пользователя (синий маркер), все относительно сгруппированы, отдаленных нет, и в целом результатов стало больше. Хотя масштаб карты не менялся.
При поиске с указанием «рядом» расстояние от пользователя до локации бизнеса становится главным фактором ранжирования.
Особенности поиска с указанием улицы, района, города
В локальном поиске, при котором пользователь указывает нужную ему локацию («кафе на Васильевском острове»), тоже есть свои проблемы для продвижения.
Результаты локальной выдачи по такому запросу основаны больше не на близости пользователя, а на геопараметре, который он указал в запросе.
Вспомним пример выше. По запросу «кафе на Васильевском острове» мы получили результаты, сгруппированные в указанной нами локации (за исключением одного рекламного маркера). Вот эта локация, на скрине ниже, обведена красной линией – это Васильевский остров по данным Google:
И если ваш бизнес будет находиться вне этой локации, даже недалеко от ее границ, скорее всего, вы не попадете в результаты поиска. Как не попали, например, в нашу выдачу вот эти два кафе, расположенные совсем рядом с Васильевским островом (выделены синими прямоугольниками):
Таким образом, геомодифицированный поиск чаще всего ограничен местоположением, которое указано в запросе.
Проверяем оптимизацию вашего сайта под локальное продвижение
Вы можете спросить: при чем здесь сайт, ведь мы говорим о локальном продвижении? А для него главное значение имеют данные, указанные в профиле компании, мы говорили об этом в прошлых статьях.
Это верно, но сайт также имеет значение, ведь мы ассоциируем его со своей компанией, когда даем ссылку на него из профиля. Сайт может способствовать или мешать вашему локальному продвижению, в зависимости от контента:
- помогать поисковику дифференцировать ваши локации, если у вас несколько филиалов (+);
- помогать вам попасть в выдачу по локальным запросам, которые вы фактически охватываете, но удаленным от вашего местоположения (+);
- путать пользователя и поисковик, предлагая противоречивую, не идентичную информацию (-) и т. д.
В конце статьи вас ждет большой чек-лист, который поможет оценить каждый параметр вашей компании. Но сейчас мы пройдемся по основным моментам оптимизации под локальное продвижение. На такую проверку вашего сайта должно уйти 10-15 минут, не больше.
Итак, что должно быть на сайте, чтобы ваше локальное продвижение было успешным?
Правильные имя, адрес и номер телефона (NAP) на каждой странице сайта
Возьмем любую компанию с Google Карт:
Открываем сайт компании и смотрим главную страницу и страницу "О нас", которая также важна для поисковых систем. Проверяем, чтобы здесь обязательно были указаны и совпадали с профилем:
- адрес,
- номер телефона,
- название компании,
- адрес сайта.
В нашем примере на сайте указан другой номер телефона, что не очень хорошо.
Хороший сигнал для поисковой системы, если эти данные на главных страницах вашего сайта совпадают с теми, что указаны в вашей карточке на картах.
Страница «Контакты»
Продолжаем рассматривать сайт. Важно, чтобы:
- на сайте была страница «Контакты»;
- она была легко доступна из главного навигационного меню, а не спрятана глубоко в иерархии сайта;
- она содержала полный и идентичный профилю на картах NAP.
Смотрим наш пример:
Как видим, ссылка на страницу контактов есть в главном меню – это плюс. На странице есть название и адрес, совпадающие с профилем на картах, – тоже хорошо. Но вот телефоны отличаются от того, который указан в профиле, и это минус для локального продвижения.
В тайтлах страниц должно быть название локации бизнеса
Проверяем тайтл сайта (это можно сделать в любом браузере). К примеру, в Chrome для этого нужно кликнуть правой клавишей мыши в любом месте сайта и выбрать «Посмотреть код страницы». На нашем сайте-примере мы видим:
Здесь в метатеге Title нет названия города или района города, в котором данная компания хотела бы продвигаться. Лучше было бы добавить этот геопризнак. Это поможет поисковику ассоциировать наш профиль, нашу компанию с нужным нам географическим положением.
Вот пример с другого сайта, с «дробным» локальным продвижением. Мы видим в тайтле название локации – метро. Поиск компаний недалеко от метро – обычное дело для больших городов, это частые локальные запросы, и здесь это используется:
Есть ли страница с отзывами?
Отзывы – важный фактор ранжирования в локальном продвижении. Поэтому на сайте необходимо сделать доступными как уже имеющиеся отзывы клиентов, так и возможность оставить свой отзыв.
На этом сайте, например, ссылка на страницу с формой для отзыва спрятана в подвале сайта, ее не так-то легко найти:
Кроме того, здесь не опубликованы отзывы других клиентов.
Положительный момент – есть ссылки на соцсети. Там также можно оценить работу компании и посмотреть оценки и отзывы других пользователей.
Для размещения отзывов, кстати, можно использовать виджет от репометра, который будет транслировать их из геосервисов на ваш сайт:
Дополнительные параметры для компаний из сферы обслуживания
Распространенная проблема продвижения таких компаний – это ранжироваться по запросам касательно не только ближайшей территории, но и других, на которых вы оказываете свои услуги или ведете работы.
Например, ваша компания расположена в Щелково, но у вас есть транспорт, поэтому вы можете оказывать услуги по всей Москве и некоторым подмосковным городам. Вам нужно как-то дать понять поисковой системе, какие территории вы охватываете.
Первое, что вы обязательно должны сделать, – это указать их в профиле GMB, в разделе "Территория обслуживания":
Второе – закрепить связь своей компании и этих местоположений в глазах поисковика с помощью контента сайта. Давайте посмотрим, как это можно сделать.
Ссылки на контент о вашем географическом местоположении или о территории обслуживания с главных страниц
Представим, что вы сайт для ремонта стиральных машин на дому. На сайте вам нужна страница со списком территорий, где вы можете оказать эти услуги. Например, такая:
Или же в вашем меню должны быть подпункты, которые будут вести на отдельные страницы таких местоположений.
И конечно, не забудьте, что этот контент должен соответствовать перечню территорий обслуживания в вашем профиле. Хотя бы частично (так как в GMB можно добавить до 20 территорий обслуживания).
Уникальная страница с контентом под каждую локацию
Выше мы написали о том, что у вас должна быть страница со списком территорий обслуживания. Но на этом нельзя останавливаться. Такая страница может быть лишь своеобразным "хабом", ссылки с которого будут вести на отдельные страницы под каждую территорию.
Например, на сайте, который приведен выше, это реализовано именно так. Кликнув, например, на город "Ивантеевка", мы переходим на соответствующую страницу. Контент на ней оптимизирован под конкретную локацию: заголовки, текст, есть карта с указанием этого местоположения:
Это хороший пример оптимизации, разве что контента могло бы быть побольше.
Отдельная страница для каждого филиала (мультилокальные компании)
Бизнес, у которого есть множество филиалов, объединенных под одним брендом, также должен оптимизировать свой сайт под мультилокальное представление на картах. Основные моменты:
- в каждом отдельном профиле на картах должна быть указана отдельная посадочная страница для этой локации на общем сайте;
- данные NAP в профиле локации и на посадочной должны совпадать;
- на каждой такой странице должна быть оптимизация под эту локацию: ее нужно включить в заголовок страницы, текст, метатеги и т. д.
Возьмем, к примеру, вот эту сеть фитнес-центров. На сайт для каждой локации выделена отдельная страница:
На странице мы видим адрес конкретной локации, название, телефон. Совпадают ли они с теми, что в профиле? Давайте проверим:
- Адрес – совпадает.
- Название – не совсем совпадает. В профиле – СССР Марьино, на сайте – ФИТНЕС-КЛУБ С.С.С.Р. МАРЬИНО NEW.
- Телефон, указанный в профиле, на странице присутствует.
- А вот в качестве адреса сайта в профиле указана не конкретная посадочная, а главная страница, что не очень хорошо.
Часто возникает вопрос: может быть лучше создать для каждого филиала свой отдельный сайт? У них могут быть разные владельцы, маркетинговые стратегии и т. д. Такой вариант допустим, но необходимо все же объединить их все на одном сайте, под единым брендом.
Проблемы многопрофильного бизнеса
В предыдущих статьях мы говорили об этом виде бизнеса, когда под одним брендом работают несколько специалистов, часто даже разного вида деятельности (например, бренд медицинской клиники и специалисты – практикующие врачи разного профиля в разных районах города).
Основная проблема, которая чаще всего возникает у таких компаний, – смешение стратегий продвижения отдельного локального профиля каждого такого специалиста и компании (бренда). Эти стратегии отличаются. Профили на картах и контент на сайте нужно оптимизировать по-разному в каждом из этих случаев. Иначе возникают дубли профилей, появляются некорректно или не полностью заполненные данные в профиле и на сайте, и, как результат, – низкие позиции в локальной выдаче или вообще отсутствие вашей компании в ней.
Итак, на что нужно обратить внимание, если вы многопрофильная компания со множеством работающих на вас специалистов, которые взаимодействуют с клиентами? Подразумевается, что вы хотите продвигать именно имя компании, свой бренд.
-
Если ваши специалисты работают по разным адресам, создайте для каждого отдельный профиль, в названии укажите ваш бренд и только потом – имя специалиста. Например, "Клиника "Здоровый малыш" Семенович Анна Леонидовна". В этом случае поиск будет удачным и тогда, когда будут искать компанию, и тогда, когда ищут конкретного специалиста.
Вот в этом примере отдельной страницы для специалиста нет, его можно найти только благодаря упоминаниям в отзывах и на сайтах клиник:
-
Позаботьтесь о том, чтобы в профилях сотрудников на разных локациях был указан один и тот же телефон, по которому можно связаться с кол-центром или позвонить на ресепшен вашей компании.
-
Если в одном здании работает несколько ваших специалистов и вы хотите для каждого создать отдельную страницу (например, их часто ищут по имени), упоминать бренд (компанию) в названии нельзя. Указываем только имя сотрудника. Компания должна зарегистрировать свой профиль отдельно.
Если мы укажем бренд в этих профилях, то велика вероятность возникновения дублей или склеивания профилей (особенно если в них будет указан один и тот же номер телефона). Для сотрудников в этом случае лучше использовать стратегию продвижения отдельных специалистов – в их профилях будут отличаться названия, нужно указать разные телефоны, и только адрес будет совпадать.
Если мы укажем бренд в этих профилях, то велика вероятность возникновения дублей или склеивания профилей (особенно если в них будет указан один и тот же номер телефона). Для сотрудников в этом случае лучше использовать стратегию продвижения отдельных специалистов – в их профилях будут отличаться названия, нужно указать разные телефоны, и только адрес будет совпадать.
Чек-лист по аудиту локального продвижения
По этой ссылке вы можете скачать чек-лист и проверить оптимизацию вашей компании под локальное продвижение.
Данный материал подготовлен для вас командой проекта Repometr. Мы занимаемся привлечением клиентов с онлайн-карт. Надеемся, что статья была понятна и полезна. Если у вас есть вопросы по этой статье или по локальному продвижению в целом, задавайте их в комментариях, с удовольствием ответим.