Заклятые друзья: поисковые системы и SEO-специалисты

Прим. редакции: SEOnews попросил Яндекс прокомментировать основные моменты в статье Станислава Ставского, которые касаются позиции поисковой системы.


С течением времени поисковики становятся все сложнее. Это касается как алгоритмов ранжирования, так и отображения результатов поиска. В объемных и подробных мануалах для вебмастеров, которые есть как у Google (https://support.google.com/webmasters/answer/35291), так и у Яндекса (http:\/\/help\.yandex\.ru\/webmaster\/), подробно описано, что может сделать вебмастер со своим сайтом для улучшения индексации или повышения привлекательности среди других результатов поиска. На самом деле, вебмастеров интересует совсем не это. Им интересно, как добиться высоких позиций сайта в выдаче.

Однако именно на этот счет поисковики хранят молчание. Кроме рекомендаций общего типа, вроде: «Развивайте свой сайт и наполняйте его уникальным контентом, делайте его более интересным для пользователей, чем сайты конкурентов... и тогда, со временем, ваш сайт станет выше в результатах поиска», — добиться чего-то более конкретного от официальных представителей поисковиков невозможно. Это, конечно, не удивительно. Любой вебмастер хотел бы получать с поиска больше трафика, чем его конкурент, но не каждый вебмастер готов делать свой сайт действительно лучшим и удобным.

Поисковая оптимизация — это широкий спектр действий по работе с сайтом. Всё, что не касается помощи поисковикам в индексации и визуализации сайта в серпах вне гайдлайнов поисковых машин — все остальные действия считаются поисковиками манипулированием результатами поиска, и с их точки зрения, является черной оптимизацией. Такое расхождение во взглядах на оптимизацию отражается на формате общения представителей поисковых систем и вебмастеров. Тем не менее, общение вебмастеров и поисковиков необходимо в первую очередь самим поисковикам. Им нужен способ получать централизованный фидбек и дать вебмастерам ощущение, что их слушают и разговаривают с ними.

В силу исторических причин и в силу отличий в менталитете сложилось так, что формат общения Google на западе сильно отличается от формата общения Яндекса с русскоязычными вебмастерами. Различие в экосфере и менталитете русскоязычного и западных сообществ обусловило различие в форматах такого общения. Пожалуй, главным отличием является уход Яндекса от публичного взаимодействия к персональному.

Перечислим варианты взаимодействия с поисковиками, которыми может воспользоваться зарубежный и русский вебмастер в случае проблем с сайтом.

Зарубежный:

  1. Подать заявку, так называемый reconsideration request — из панели вебмастера на перепроверку своего сайта. Имеет смысл делать после устранения явных ошибок, допущенных вебмастером на сайте.
  2. Написать на публичный форум, указав адрес своего сайта. В этом случае, как правило, находится большое количество желающих рассказать топикстартеру о его ошибках, а в характерных случаях в дискуссии могут принять участие и сотрудники Google.

Русскоязычный:

У русских вебмастеров есть только одна возможность получить ответ — написать письмо в саппорт Яндекса (https:\/\/feedback\.yandex\.ru\/webmaster\/) и ждать ответ.

Хочу провести краткий анализ различия в форматах общения, выделить исторические причины и различия в менталитете.

Исторические причины:

1) Практически с самого становления поисковой оптимизации как отрасли в Google был человек, ответственный за общение и прояснение официальной позиции поиска вебмастерам. Мэтт Каттс широко известен всем вебмастерам, работающим под этот поисковик. Именно его комментарии, а впоследствии краткие видеоролики объясняли вебмастерам принципы, которых придерживается Google относительно оптимизации.

2) Google гораздо быстрее реагировал на попытки манипулировать результатами поиска, тогда как Яндекс проиграл как минимум на одном поле, а именно, в борьбе с платными ссылками.

Это привело к всплескам активности в обсуждении методик продвижения путем манипуляции ссылочной массой сайта. Производство площадок под ссылки было поставлено на поток и одно время занимало высокую удельную долю среди всех обсуждений на профильных форумах. Впоследствии, в представлении сеошников, оно как бы «легализовалось».

Технология, хоть и идущая вразрез с представлениями Яндекса, встроившись в маркетинговые процессы, уже не может быть подвергнута санкциям со стороны поиска. Ведь если наказать 70% хороших сайтов, то кто останется в серпах? Соответственно, любые попытки Яндекса отыграть на этом поле приводили к волне негатива.

Александр Садовский, руководитель поисковых сервисов, Яндекс:

Наша цель в разработке поиска — определить качество сайта, его соответствие запросу, а не наказать за SEO-ссылки. Сейчас поиск Яндекса использует под 800 факторов ранжирования, очень многие из которых не имеют никакого отношения к ссылкам. Опираясь на эти факторы, алгоритм находит качественные ответы на запрос пользователя.

Наше отношение к SEO-ссылкам было и остается неизменным — мы не считаем их использование корректным. Поэтому подобные ссылки игнорируются в ранжировании — с той степенью полноты, которая позволяет не потерять уникальную информацию. Это означает, что деньги на их покупку потрачены неэффективно.

То, что приобретение таких ссылок встроено в маркетинговые процессы, говорит скорее о карго-культе, желании видеть смену позиций в выдаче после совершения определенных «ритуалов», чем об их реальной эффективности.

3) С самого начала Google сильно дистанцировался от вебмастеров, а все дискуссии относительно ранжирования сводились к рекомендации «делайте хорошие сайт». Этот месседж настолько упорно, простите, «вдалбливался» в головы западных сеошников около десяти лет, что сейчас о нем известно каждому вебмастеру. Если неизвестно, он узнает об этом в первой же статье, на первом же форуме в беседе с более опытными коллегами, которые в первую очередь попытаются донести до него именно эту мысль. В буржунете сильно развит институт апологетов «правильного продвижения под Google», которые пиарят себя, доносят позицию поисковика до неофитов и получают за это ачивки от поисковика (top contributors).

Менталитет:

  1. Русскоязычной сообщество гораздо более агрессивно и склонно перекладывать ответственность за свои ошибки на другую сторону, т.е. поисковик. Обвинениями Яндекса пропитано большое количество дискуссий на профильных форумах и записей в личных блогах.
  2. Западные вебмастера в случае проблем с ранжированием Google в первую очередь задают себе вопрос «где я ошибся» и склонны изначально винить себя.

Отличие в менталитете русского и западного сообществ вебмастеров и стало основной причиной, по которой Яндекс убрал возможность получить официальную техподдержку по вопросам ранжирования в паблике. А исторические причины служили и продолжают служить поводом для нападок вебмастеров на Яндекс.

Александр Садовский, руководитель поисковых сервисов, Яндекс:

Каждый месяц сотрудники техподдержки Яндекса отвечают в среднем на 25 тыс. вопросов от веб-мастеров. Что касается публичных ответов, то форум (если автор материала имеет в виду его) у нас был в начале 2000-х, но мы его закрыли, потому что все сообщения со временем свелись к вопросам типа «почему мой ТИЦ упал». Такие вопросы легко решаются письмом в техподдержку. И, конечно, мы всегда готовы пообщаться с веб-мастерами на конференциях, круглых столах и других мероприятиях.

Вебмастера хотят четких правил игры, хотят быть уверенными, что те или иные действия над сайтом не приведут к ухудшению позиций. Но поисковики, в силу своего технического устройства, не способны такие правила предоставить. Машинное обучение, на котором основаны алгоритмы ранжирования, постоянно подбирает новые комбинации факторов, приводящие к успеху. Вебмастерам же со стороны зачастую кажется, что поисковая система ведет себя хаотично и постоянно меняет правила игры.

Александр Садовский, руководитель поисковых сервисов, Яндекс:

Главное правило игры остается неизменным на протяжении многих лет — делать полезные и интересные для пользователей сайты и сервисы. Позиции таких сайтов в выдаче не должны сильно меняться при каждом улучшении алгоритмов, поскольку поисковая система заинтересована в том, чтобы пользователи находили качественные ответы на свои запросы. Мы ранжируем миллиарды страниц и запросов и допускаем, что в редких случаях может не находиться какая-то достойная страница. Если вебмастер соблюдает «главное правило», мы с ним в одной лодке — и будем считать своей проблемой отсутствие такой страницы в выдаче. Однако если вебмастер решил обмануть пользователя и поисковую систему, очевидно, что мы такую игру не поддержим.


(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)