Федеральная антимонопольная служба разрабатывает законопроект, который ужесточит требования к интернет-ритейлерам, а также введет наказания за использование торговых алгоритмов.
По мнению ФАС, подобные меры помогут защитить конкуренцию в условиях цифровизации экономических процессов.
Также необходимым считается введение нового понятийного аппарата. Предлагается ввести такое понятие, как «сетевой эффект» (экономические преимущества от количества пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных). Сетевой эффект может стать основным критерием для определения доминирующего на рынке интернет-ритейлера.
Второе предложенное понятие – «ценовой алгоритм» (ценовой робот). Это программное обеспечение для отслеживания, расчета, установления и контроля цен на товары. По мнению ФАС, такое ПО позволяет доминирующим компаниями манипулировать ценами.
В случае злоупотребления такими программами ритейлеру будет запрещено продавать свои товары на территории РФ. Также в случае с международными компаниями, ФАС предлагает разрешать свободно использовать в России их интеллектуальную собственность.
Эксперты считают, что законопроект направлен на урегулирование деятельности таких международных интернет-гигантов, как Google, Apple и Alibaba в России. Опрошенные «Коммерсантом» компании считают предложения ФАС избыточными.
Источник: Коммерсант