
По новым правилам с 1 апреля 2025 года участники цепочки размещения рекламы будут ежеквартально отчислять в федеральный бюджет 3% с дохода от ее распространения. Агентство eLama с помощью юристов разобрало самые важные аспекты этой темы.
Сбор будет оплачивать участник цепочки по распространению интернет-рекламы, который напрямую получает деньги от заказчика. То есть рекламораспространители, операторы рекламных систем, агенты и посредники между ними. Если сбор платит рекламораспространитель, ОРС или посредник, который заключил с рекламодателем договор оказания услуг, другие участники цепочки его не уплачивают.
Если до услугового договора в цепочке размещения рекламы есть агентский договор, агент тоже должен уплатить сбор — с агентского вознаграждения, но не с рекламного бюджета.
Сбор платят любые участники цепочки размещения рекламы: ООО, АО, ИП, самозанятые и другие.
Если клиент самостоятельно пополняет кабинет, а агентство лишь помогает в настройке рекламы, то оплачивать сбор оно не будет. Закон относится только к распространению рекламы. Настройка и ведение рекламы не попадают под его требования.
Сбор будет рассчитываться, исходя из дохода рекламораспространителя за квартал:
Расчет сбора будет вестись от суммы, указанной в разаллокации – детализации суммы акта по изначальным договорам и по креативам. Процедура расчета и уплаты сбора непосредственно связана с процедурой маркировки рекламы.
РКН будет рассчитывать сбор на основе информации, переданной в ЕРИР.
Если агентство работает с клиентом по договору оказания услуг и получает от клиента и рекламный бюджет, и свою комиссию, доходом будут считаться все деньги, которые агентство получило от клиента. Сбор нужно будет уплачивать и с рекламного бюджета, и со стоимости услуг агентства по распространению рекламы. Если же агентство работает по агентскому договору, оно уплачивает 3% только со своей комиссии. А 3% с рекламного бюджета заплатит тот участник цепочки, который далее в цепочке получает доход по первому договору услуг.
Участники цепочки не могут отследить информацию, по какому типу договора работают другие агентства. Но сбор будет рассчитывать Роскомнадзор, которому в отчетах по маркировке будут видны данные всех участников цепочки и какую форму отчетности они заполнили: по договору оказания услуг или отчет посредника.
Ровно в середине квартала, следующего за отчетным – 15 числа второго месяца – сумма отобразится в личном кабинете пользователя в ЕРИР.
После этого у рекламораспространителя будет 10 дней, чтобы перепроверить размещенные сведения и сумму сбора. Если что-то не так, необходимо направить в РКН уточненные данные с подтверждающими документами. При достаточных основаниях ведомство пересчитает суммы и загрузит новую информацию о размере сбора в течение пяти рабочих дней.
Если не обратиться в РКН с уточнениями до 25 числа, сумма платежа будет считаться подтвержденной.
В следующие 10 дней после подтверждения размера сбора, необходимо его выплатить. Если этого не сделать, РКН пришлет два уведомления:
После этого у рекламораспространителя вновь будет 10 дней на то, чтобы уплатить сбор по расчету РКН. Если этого не сделать, РКН имеет право обратиться в суд.
Если не платить, задолженность по уплате сбора могут взыскать в судебном порядке, а также есть риск ответственности по части первой статьи 14.3 КОАП, которая применяется к любому нарушению закона «О рекламе». Штраф по ней для юрлица может составить от 100 000 до 500 000 руб.
Если компания рекламирует себя на собственных ресурсах и маркирует эти размещения как саморекламу, сбор оплачивать не нужно. В таком случае компания ни с кем не заключает договор, никто не получает доход, поэтому такой кейс не попадает в базу для исчисления сбора.
Если юридические лица оказывают друг другу услуги по взаимозачету или бартеру, стоимость этих услуг все равно должна быть оценена в денежной форме. Стороны обязаны также оформлять акты об оказанных услугах, маркировать рекламу и передавать информацию о стоимости услуг в ЕРИР, а со стоимости этих услуг уплачивать сбор 3%.
Роскомнадзор будет рассчитывать сумму сбора на основе информации, которую вы передаете в ЕРИР по закону о маркировке рекламы. Так что важно максимально внимательно относиться к тому, что именно вы передаете в отчетности по маркировке:
На сегодняшний момент постановление о порядке исчисления и уплаты сбора, а также контроля процедуры еще не принято. Здесь еще может что-то измениться.
Напомним, что в начале июня в ЕРИР появилась возможность посмотреть расчет к уплате сбора 3% за интернет-рекламу. Ранее Минцифры предложили освободить крупные СМИ от 3%-го сбора также с рекламы в их соцсетях.
Источник: eLama