Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
19 Декабря 2023 в 15:35

Татьяна Бакальчук (Wildberries) про конкурентов, новые рынки и планы

Россия +7 (495) 139-20-33
0 4440
Подпишитесь на нас в Telegram

Татьяна Бакальчук, основатель Wildberries, дала большое интервью РБК. Делимся тезисами:

Про конкурентов

— Сейчас говорят о «большой пятерке» – это мы, Ozon, «Яндекс», «Авито» и «Сбер». Несмотря на конкуренцию, за этот год мы очень сильно сдружились, и на будущий год у нас совместные грандиозные, серьезные, интересные планы. Просто мы доросли до момента, когда мы считаем, что надо попробовать объединиться и что-то совместное сделать.

Сегодня стало известно, что Wildberries, Ozon, Яндекс, Avito и СберМаркет намерены создать Ассоциацию цифровых платформ.

— В случае с новой экономикой иногда невозможно даже ничего написать, потому что этого еще нет. И мы хотим с партнерами и тремя сильнейшими юридическими вузами – московским, питерским и саратовским – поработать совместно над тем, чтобы хотя бы как-то очертить поля этой новой экономики.

Про новые рынки

— Который год подряд у нас идет двукратный рост оборота. Но по законам математики в какой-то момент наступит плато. Естественно, мы понимаем: чтобы продолжать расти в том же темпе, нам нужно расширяться и в пространстве.

— Мы стараемся заходить и присутствовать в тех регионах, где понимаем, что можем принести пользу. Вот мы, допустим, пришли в Узбекистан или Киргизию и понимаем, какую «боль» мы можем там решить.

— Выходя на новые рынке, в первую очередь, обращаем внимание на рост населения, средний доход, на ВВП.

— Сейчас мы начинаем работать с производителями и продавцами из Китая – они будут напрямую поставлять свою продукцию к нам на площадку для всех стран нашего присутствия. Предвосхищая ваш вопрос: нет, это никоим образом не ущемляет интересы бизнеса в России, который остается для нас в приоритете.

— Сейчас чуть больше 90% – это все-таки оборот пока в РФ, остальное – между другими странами.

— У нас 70 млн покупателей, 1 млн продавцов, тысячи продавцов в партнерских пунктах выдачи. По статистике, в среднем на 1 тыс. человек приходится хотя бы пять непорядочных людей. У нас виртуозы есть среди покупателей, которые умудрялись бирки перешивать в ПВЗ.

Про «Ягодки» и ребрендинг

— В прошлом году мы получили премию за лучший PR-ход с «Ягодками». (Сейчас на входе в офис висит вывеска с названием «Ягодки», а не Wildberries  РБК).

— Про вывеску в офисе – вы же знаете, в каком мы офисе сидим (Wildberries занял бывший офис корпорации Apple  РБК)? Было «яблоко», стали «ягодки». Это красиво и мило.

— Наши контрагенты и пользователи называют нас по-разному. Чаще всего WB – это более айтишное название, мы его чаще всего используем. И если мы посмотрим на все наши стартапы и другие сервисы, которые мы генерим, там везде WB – WB Travel, WB Guru, WB Team, WB Go, WB Drive, WB Job. WB – это наша тема.

— Когда мы только начали нанимать маркетологов, они меня все ругали: «Зачем ты придумала такое труднопроизносимое для русского языка название?». А я просто хотела красивое название, мне хотелось что-то необычное, стильное, красивое и запоминающееся. Wildberries сейчас уже слово нарицательное, даже есть цвет Wildberries.

— «Ягодки» – нас так тоже периодически называют. Это хорошее название. Мы же его зарегистрировали сразу же, как акцию запускали и увидели, что она пошла. В тот же день подали заявку и, кстати, всего на полчаса опередили другого предприимчивого человека. «Ягодки» мы планируем в том или ином формате использовать, но пока еще не определили, в каком именно. Сказать, что вы придете на ПВЗ и там будет везде написано «Ягодки», – пока что нет.

— По поводу ребрендинга пока не могу ничего сказать. У нас сейчас разгар сезона, нам точно не до этого, это факультативная история.

Про проверки и регулирование маркетплейсов

— Давайте отделим котлеты от мух. По поводу первой части вопроса, о проверках: где доказательства, что они у нас участились? Это все слухи. Это то, что попадает в публичное пространство. Я ответственно заявляю, что это все неправда.

— Как частный бизнес, мы на связи и в диалоге со всеми государственными структурами, органами и так далее. Мы первые в 2019 году зашли на онлайн-мониторинг налоговой, еще когда Михаил Владимирович (Мишустин) был главой ФНС. Мы первые и единственные, кто из ретейла стоит на налоговом онлайн-мониторинге.

— Есть ошибочное представление, что мы, как отрасль, действуем вне каких-то законов. Но мы действуем внутри законов Роспотребнадзора, ФАС, закона «О торговле». Мы действуем в рамках законов не только нашей страны, но и во всех странах присутствия. И есть еще уровень «надстранового» законодательства, которое мы с коллегами постоянно дорабатываем.

— Есть проект закона про маркетплейсы, мы про него знаем. Вот вам спойлер направления совместной работы «пятерки»: любая компания может сказать, что она цифровая. Мы пытались найти альтернативное и более полно отражающее определение для себя, долго спорили. Вывод – цифровые транзакционные платформы.

— К вопросу регулирования нашей отрасли нужно подходить шире, поскольку формируется новая экономика. И под нее нужно делать другую совершенно правовую основу. Мы надеемся, что нас услышат.

— Еще весной мы спрашивали ФНС: почему вы не сделаете цифровые платформы налоговыми агентами? Для нас это логичное развитие. ФНС, по сути, это IT-компания. И платформа – налоговый агент – это логичная и понятная айтишная история. Например, в Казахстане такая схема уже работает.

Про планы

— Через десять лет мы станем еще больше, я надеюсь. Мы будем предоставлять еще больше услуг нашим контрагентам, всем пользователям. Мы будем присутствовать в большем количестве стран, будем расширять ассортимент, у нас будет большее количество логистических центров. Новое, чего у нас пока нет, но скоро появится, – это финтех. В это мы тоже сейчас будем усиленно вкладываться.

По поводу мессенджеров – мы сейчас в процессе разработки. Но это не продукт «на улицу», это для внутренней коммуникации. У нас уже есть собственный видеоресурс WB Stream.

— К нам периодически приходят банки и предлагают провести IPO. Но для нас IPO – это неправильный путь развития. Когда у вас публичная компания, на что она работает? На то, чтобы были довольны ваши акционеры. Неважно, большие они или маленькие. Вы работаете над тем, чтобы стоимость акций не падала, а росла. А мы работаем над тем, чтобы улучшать жизнь миллионов людей. Это немножко разные вещи.

Источник: РБК

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть