Обладающие средствами и политическими связями финансовые группы и так называемые олигархи могут захотеть получить операционный контроль или доли в привлекательных российских бизнесах, опираясь на свое экономическое или политическое влияние и связи в правительстве.
Как отмечают эксперты, это нетипичное предупреждение: например, Mail.ru Group, готовясь к IPO, таких рисков не указывала, но в России немного компаний этого сектора, независимых от крупных финансовых групп на момент подготовки к IPO.
Вот какие меры против недружественного поглощения перечисляет Яндекс в проспекте:
Компания поделила акции на несколько типов: у акций класса А всего 1 голос, у B — 10, у С — 9. На биржу будут выставлены акции класса А. Бумаги двух других классов можно продавать только существующим акционерам «Яндекса», если кто-то попытается продать их внешним инвесторам, акции автоматически конвертируются в акции класса А.
Для защиты от поглощения «Яндекс» наделил совет директоров особыми правами: он, например, одобряет сделки, после которых в одних руках оказывается более 25% голосующих акций компании. Директора избираются на три года, ежегодно переизбирается только треть совета.
Чувствительные для компании правки в устав (например, отмена разделения акций на классы) могут выноситься на собрание акционеров только с подачи совета директоров.
На крайний случай есть еще одна схема: совет директоров может выпустить привилегированные акции, которые по числу голосов соответствуют всем выпущенным акциям, префы могут быть переданы учрежденному в Нидерландах фонду под управлением независимых директоров «Яндекса». Эти акции уже объявлены в уставе.
Напомним, осенью 2009 г. «Яндекс» выпустил «Золотую акцию» и передал ее Сбербанку. Это стало своего рода гарантией того, что контроль не уйдет к иностранцам. «Золотая акция» дает право вето на продажу более 25% акций.