Решение Госдумы приравнять новостные агрегаторы к СМИ и обязать их отвечать за достоверность информации вызвало неоднозначную реакцию как госслужащих, так и интернет-компаний.
Так, Минкомсвязи не поддержало законопроект, а заместитель министра Алексей Волин
Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?
Советник президента по интернету Герман Клименко
Проблема в том, что блоги и агрегаторы — они не совсем СМИ в прямом классическом смысле. И закон, приравнивающий блогеров к СМИ, он не приравнивает их на 100 процентов, там есть масса оговорок. Та же самая история, скорее всего, будет с агрегаторами. Конечно же, они участвуют в распространении информации, но вряд ли они должны подвергаться таким же историям, как классические СМИ.
Активнее прочих потенциальных «жертв» законопроекта
Владельцы новостных агрегаторов ограничены в возможности проверять достоверность и законность новостных материалов, созданных третьими лицами. Кроме того, подбор и обработка сообщений происходят автоматически в режиме реального времени — это единственный способ оперативно собрать и обработать такое огромное количество материалов. Законопроект в текущей редакции игнорирует сущность, задачи и особенности функционирования новостных агрегаторов и ставит их в значительно более жёсткие условия, чем средства массовой информации.
Так, согласно закону о СМИ, редакция, главный редактор и журналист не несут ответственности за распространение сведений, если они были перепечатаны из другого СМИ. Законопроект же обязывает владельца новостного агрегатора нести полную ответственность за распространяемую им информацию, даже когда эта информация дословно воспроизводит весь текст или фрагменты публикации в СМИ. При том что у СМИ уже есть обязанность проверять достоверность и законность публикаций, деятельность СМИ уже регулируется и контролируется.
Кроме того, следует отметить, что определения владельца новостного агрегатора и новостной информации в законопроекте слишком широкие. Это даёт возможность применять требования, предлагаемые законопроектом, к любым российским ресурсам с суточной аудиторией более одного миллиона пользователей, собирающим и обрабатывающим общедоступную информацию с других ресурсов. Требования законопроекта можно применить и к любой информации, размещенной на ресурсе владельца новостного агрегатора. В результате законопроект может вступить в противоречие с уже действующим законодательством, которое регулирует вопросы ответственности владельца ресурса за размещаемую информацию.
Таким образом, законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы больше обязанностей, чем сейчас есть у СМИ. В этой ситуации сервис Яндекс.Новости в текущем виде существовать не сможет.