Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Usability

Юзабилити сайта

Юзабилити (от англ. usability — удобство использования) — это объективная оценка комфортности и логики взаимодействия с веб-ресурсом. На удобном сайте посетитель даже при первом посещении должен быстро находить необходимые функциональные элементы, интересную информацию и подходящие страницы. Кроме того, уровень юзабилити привязан к степени субъективного эстетического удовольствия, получаемого при приобретении пользовательского опыта.

На что влияет качество юзабилити

Посещаемость. Представители целевой аудитории захотят повторно вернуться на сайт, если прошлая сессия взаимодействия с ним имела позитивный характер. В условиях активной конкуренции в большинстве ниш интернет-рынка пользователям просто нет смысла терпеть раздражающие или непонятные моменты, если всегда можно найти альтернативный, более качественный ресурс. Поэтому важно уделять внимание контенту, функциональным элементам, логике действий, навигации и пр.

Показатель конверсии. Грамотное веб-юзабитили стимулирует пользователей к полному проходу по конверсионному пути, вплоть до совершения целевого действия. Аналитика пользовательского поведения показывает, что посетители, которые задумались всего на 3–5 секунд о том, что дальше делать на сайте, скорее всего, покинут его. Поэтому нужно сделать все условия, чтобы юзеры получали максимально полный объем необходимой информации и функциональных возможностей. Следовательно, оптимизация юзабилити сайта – это хороший инструмент для увеличения эффективности инвестиций, направленных на привлечение трафика.

Критерии качественного юзабилити

Качественное юзабилити

Главное правило в создании приятного в использовании сайта: не усложнять без необходимости. Не стоит отказываться от общепринятых правил размещения важных элементов. К примеру, пользователи привыкли видеть «Корзину» интернет-магазина в верхней части страницы, а значит, не нужно заставлять искать ее. На привычном для себя сайте люди меньше отвлекаются, что увеличивает вероятность конверсионного исхода сессии. Даже незначительные отклонения от базовых принципов юзабилити замедляют действия посетителей. К примеру, синее выделение ссылок можно заменить любым другим цветом, но такие изменения приведут к легкому замешательству человека. Можно выделить следующие общепринятые основные принципы юзабилити.

1. Дизайн формирует доверие

При выборе концепции оформления веб-ресурса важно отказаться от цветовой и функциональной перегруженности, а также от анимированных элементов. Все это отвлекает человека от изучения информации и принятия решения о продолжении взаимодействия. Если специфика сайта предполагает продолжительные пользовательские сессии, то нужно отказаться от контрастных решений, так как они утомляют глаза и мозг. Мировые лидеры онлайн-отрасли успешно используют минималистичный, но уникальный дизайн. Критически важно помнить, что сайт должен нравиться не владельцу, а его целевой аудитории. Поэтому нужно составить портрет типичного клиента. Только после такого анализа можно заниматься разработкой дизайна.

2. Структура и логика контента

Важный элемент хорошей юзабельности — это наличие на сайте текстов, комфортных для изучения информации. Людям нравятся грамотные тексты, разбитые на небольшие логичные блоки. При желании пользователь должен иметь возможность получить достаточный объем информации при беглом чтении «от угла до угла». Для длинных текстов желательно использовать якорное меню со ссылками для быстрого перехода на нужный раздел. По данным аналитики компаний Clicktale и CX Partners, люди не боятся увидеть большой текст на странице, если он снабжен функциями для оперативной навигации и визуально выделенными блоками с самой важной информацией. Более того, такой контент часто воспринимается положительно, так как пользователь понимает, что при необходимости здесь он сможет найти ответы на все свои вопросы.

3. Левый угол для важной информации

При ознакомлении со страницей сайта глаза большинства людей двигаются по F-образному шаблону. Следовательно, основная концентрация наблюдается в верхней левой части страницы. Именно в этой части «первого экрана» должна располагать ценная информация и/или мотивационные призывы. В противном случае, если при беглом осмотре пользователь не найдет ничего интересного для себя, то его можно считать потерянным для бизнеса.

4. Коммуникация с аудиторией

Пользователь всегда должен понимать, что с ним происходит на сайте. Для реализации этого принципа хорошо подходят ненавязчивые уведомления. Они сообщают об успешном оформлении заказа, переходе на удаленную страницу, отправке заявки и других важных событиях. Удобство использования сайта предполагает не только информирование. Нужно предложить сценарий дальнейших действий. К примеру, при переходе на страницу 404 нужно помочь человеку найти то, что его может заинтересовать. Иначе человек просто покинет сайт, что снизит конверсию и ухудшит качество пользовательских факторов.

5. Легкая возможность отмены совершенного действия

Если человек выполнил определенное действие на сайте, то он должен иметь возможность изменить или отказаться от него. К примеру, в рамках оптимизации юзабилити сайта коммерческой направленности можно предусмотреть опцию отмены заказа или редактирования условий доставки. Если пользователь не имеет такой свободы, то в случае ошибки он, скорее всего, просто откажется от дальнейшего взаимодействия.

6. Ненавязчивая помощь

Многие люди заказывают товары и услуги в интернете из-за того, что хотят оградить себя от общения с настырными консультантами офлайн-магазинов. Поэтому не стоит настаивать на коммуникации, если у пользователя нет необходимости в общении. Следовательно, нужно отказаться от крупных всплывающих окон и баннеров с номерами контактных телефонов. Правильный модуль онлайн-помощника не мешает восприятию информации и легко сворачивается. Если человек один раз закрыл всплывающее окно, то не нужно предлагать ему помощь еще раз — это легко настраивается. Хорошо, если свернутое окно для связи с консультантом не будет самостоятельно раскрываться, но при этом его можно легко заметить и активировать.

7. Общение на одном языке с аудиторией

Не нужно создавать искусственных ограничений при коммуникации с пользователями. По возможности стоит отказаться от применения специфической профессиональной терминологии, если человек не просит выразить экспертное мнение. Люди обычно стесняются уточнять смысл непонятных слов, что заводит общение в тупик.

8. Нет кардинальным переменам

Нельзя забывать, что важная часть юзабилити — это стимулирование пользователя к повторным посещениям. Частые изменения в структуре сайта, функциональных элементах или дизайне приводят к растерянности. Вспомните свою реакцию на глобальную перестановку в любимом продуктовом супермаркете — после таких изменений некоторое время покупки занимают больше времени и вызывают чувство растерянности. Соблюдение этого принципа юзабилити особенно актуально для бизнеса, который нацелен на расширение аудитории постоянных клиентов. Не нужно вводить в ступор человека незначительными изменениями. К примеру, если он привык видеть кнопку «Добавить в корзину», то не стоит необдуманно менять ее на «Купить товар». Когда внесение изменений объективно необходимо, то их нужно внедрять постепенно, внимательно анализируя поведение пользователей.

9. Вся навигация в прямом доступе

Очень хорошо, если человек имеет возможность видеть на любой странице все разделы сайта, доступные для перехода. Это упрощает навигацию и логику возврата на ранее посещенные страницы. Для крупных сайтов с разветвленной структурой это реализуется путем одновременного использования сквозных горизонтальных и вертикальных меню, а также ссылок на второстепенные разделы в футере. Но лендинг или визитку не стоит так перегружать, ведь здесь достаточно одного верхнего горизонтального меню с разделами. Опросы юзеров показывают, что им нравится пользоваться «хлебными крошками», а значит, не стоит отказывать аудитории в приятных мелочах. Наличие такой цепочки значительно улучшает качество навигации, а также помогает человеку интуитивно понять логику структуры ресурса.

10. Ничего лишнего в лид-формах

Среднестатистический пользователь интернета по несколько часов в день проводит в Сети. При этом люди совершенно не любят тратить время на заполнение различных форм и анкет, даже если это занимает не больше минуты. Кроме того, наблюдается тенденция того, что все больше пользователей хотят сохранить свою анонимность в интернете. Поэтому при разработке форм создания заказа или регистрации важно отказаться от любых лишних и обязательных полей. Не нужно заставлять пользователя писать свое полное имя или оставлять контактный номер телефона — будьте уверены, что если ему это не понравится, то он найдет более лояльного конкурента. Первичная регистрация должна быть максимально простой. Но если нужно больше информации о человеке, то лучше предложить ему по желанию заполнить расширенную анкету, предложив взамен определенные бонусы.

11. Заметная строка поиска

Функцией внутреннего поиска на сайте регулярно пользуются многие люди. Более того, они привыкли видеть ее в верхней части сайта, поэтому с расположением этого элемента не нужно экспериментировать. Исследования известного веб-дизайнера Якоба Нильсена показали, что оптимальная длина поисковой строки составляет 27 символов. Многие популярные движки по умолчанию встраивают строку поиска, в которую вмещается только 18 символов. Этот момент нужно доработать вручную. Большое окно поиска позволяет вводить многословные запросы и легко корректировать их. Это важная особенность с учетом тенденции роста количества низкочастотных поисковых запросов.

12. Дайте аудитории больше свободного места

Посещение сайта можно сравнить с непродолжительным пребыванием в жилой комнате. Если все пространство будет занято бесполезными и громоздкими предметами, то в таком помещении не будет чувствоваться уют. При разработке концепции веб-юзабилити нужно ориентироваться на аналогичный принцип. Нужно избавить страницы ресурса от нетематических элементов. Действовать можно по принципу: если без чего-то можно обойтись, то его не должно быть на сайте. К примеру, на страницах интернет-магазина нельзя размещать виджеты с прогнозом погоды или новостями. Актуальное направление в веб-дизайне — это минимализм и легкость форм.

Подведем итоги

Нужно понимать, что понятие юзабилити не предполагает точной оценки качества. У каждой аудитории свои предпочтения и вкусы. После внедрения описанных принципов юзабилити нужно обязательно анализировать поведение посетителей. В процессе оптимизации удобства использования сайта нужно проводить сплит-тестирования — это оптимальный способ поиска лучших решений. Так вы сможете объективно понять, что именно нравится вашим клиентам, а что их отпугивает или раздражает.


Похожие темы: нет


Синонимы: Юзабилити
Все термины на букву «U»
Все термины в глоссарии

X | Закрыть