Сейчас Яндекс помимо поиска предлагает еще около 30 видов сервисов? Какой сервис «любимое чадо»? Может быть, какой-то пока не оправдывает ваших надежд и усилий? Над какими сервисами сейчас работаете?
Мы постоянно работаем практически над всеми нашими cервисами, ведь в Интернете, как и в зазеркалье (см. Л. Кэррол, "Алиса в Зазеркалье"), "надо очень быстро бежать вперед, чтобы оставаться на месте". Из несерьезных сервисов я люблю
Цензура – такого понятия в Интернете нет и быть не может (об этом говорится в пользовательских соглашениях всех поисковых систем и «Яндекс» не исключение). Однако когда на запрос «враг народа» ваш поисковик начал выдавать фамилию Путин – это дело быстро прекратили. Как вы это объясните?
Один из способов "накрутки" поисковой выдачи – автоматическое проставление ссылок на форумах. Мы это подавляем, вне зависимости от содержания ссылок.
Работать в Яндексе – престижно. А как вы ищете себе программистов? Как к вам устроиться на работу? Проверяете ли кандидатов на наличие оптимизаторского прошлого?
Программистов и других сотрудников мы ищем в основном путем
Промышленный шпионаж – это явление применимо и к поисковым системам. Бывали факты, что конкуренты пытались украсть ваши разработки?
Такие факты нам неизвестны. В любом случае, чтобы разработка была эффективной, ее надо украсть вместе с головой разработчика.
"Яндекс" – это не просто компания, это бренд. Не собираетесь выпускать футболки, канцтовары, кружки или еще какие-нибудь товары под маркой "Яндекс"?
Брендированную сувенирную продукцию мы постоянно выпускаем. Ручки, кружки, блокноты и т.д. В том числе майку "Я нерепрезентативен". А вот дать кому-нибудь право выпускать автомобили или пиво под нашей маркой мы пока не собираемся. Яндекс – это про интернет. Хотя с тех пор, как переехали на улицу Самокатную, думаем о брендировании самокатов. (смеется)
Вы настороженно-негативно относитесь к оптимизации, так сказать не делите оптимизаторов на "черных" и "белых"? Почему? В чем, по-вашему, вред от оптимизаторов?
Мы относимся негативно к тем оптимизаторам, которые пытаются обмануть поисковую машину. То есть, к тем оптимизаторам, которые ставят интересы веб-мастера выше интересов пользователя. Мы поступаем наоборот.
А ваши разработчики занимаются оптимизацией сайта компании в других поисковых системах?
Мы стараемся писать разумные robots.txt, чтобы зря не мучить ни свою, ни чужую поисковые машины
Создание профессиональной ассоциации Яндекс+Mail.ru+РБК+Rambler – это один из способов не дать усилиться Google в России?
Профессиональная ассоциация (которая будет состоять далеко не из четырех компаний, мы только основатели) нужна для того, чтобы отрасль могла наилучшим образом решать свои проблемы и взаимодействовать с другими отраслями, общественными и государственными организациями. К конкуренции между участниками ассоциации или с иностранными участниками это все отношения не имеет. Кроме того, российский Google уже в Ассоциацию приглашен.
Ассоциация (Яндекс+Mail.ru+РБК+Rambler) не собирается разработать и лоббировать в Государственной Думе закон об Интернете?
Ассоциация прилагает все усилия чтобы закон об Интернете не вышел. Разве нужен отдельный закон о телефоне или о факсе? Наличие Интернета должно быть учтено в других законах.
Но есть ведь, например, правила связи?
Ну, и что? Существует закон «О рекламе», где говорится про радио, телевидение, там обязательно должен быть учтен Интернет. Разработчики закона «О рекламе» в последней редакции попытались учесть Интернет. Там очень заметно, что разные части писали разные люди. Где-то они про Интернет вспомнили, где-то про него забыли начисто. Например, в этом законе есть список мест, где нельзя рекламировать алкоголь, про Интернет там не сказано ни слова.Другая область жизни – образование. В законе об образовании должен быть учтен факт наличия дистанционного образования через Интернет. Есть огромное количество мест, где должен быть учтен Интернет: в Гражданском Кодексе, в Административном Кодексе... Нам не нужен отдельный закон про Интернет!Надо заниматься тем, что бы про него не «забывали». Люди, пишущие законы, пока далеки от Интернета. Наша задача следить, чтобы при создании новых законов Сеть правильно прописывали. И одна из задач ассоциации – не лоббировать а отслеживать корректное употребление термина «Интернет» в новых законах и поправках к старым.
Собирается ли Яндекс выходить на зарубежные рынки?
У нас есть Украина.
А дальше?
Нам интересно там, где есть русскоязычные пользователи. Аркадий (Волож, генеральный директор компании «Яндекс») говорит: «Я никогда не открою портал на Филлипинах, потому что не знаю, как шутят по-филлипински, но знаю, как шутят русскоязычные люди».
Можно ожидать, что вы откроете офис Яндекса в Израиле?
Мы, между прочим, проводили там русский кубок по поиску в Интернете. Но заниматься отдельно взятой страной специально имеет смысл, когда в этой стране есть русскоязычные пользователи и есть достаточный охват Интернетом. (В Израиле доля местных пользователей 0,5% от ежедневной аудитории Яндекса, и с каждым годом доля русскоязычных пользователей в Израиле уменьшается. Справка Яндекса)
На Украине был смысл открывать бизнес.
Кстати, мы посмотрели, сегодня ровно год, как Сергей Петренко (директор компании
И каковы итоги года?
Наш бизнес на Украине растет достаточно быстро. Цифру не имею права озвучивать. Но мы, во-первых, открыли офис в Одессе и решили задачу, с тем, чтобы украинские потребители могли платить гривнами. Во-вторых, сделали часть сервисов более удобными для украинских пользователей (в частности – Поиск, Яндекс.Новости). В плане дальнейшего развития там есть куда развиваться.
Беседовала Демфира Шакурова