SMM в России
Насколько вырос российский рынок SMM-услуг на сегодняшний день по сравнению с прошлым годом?
На сегодняшний день отсутствует однозначная оценка SMM-рынка, поэтому можно говорить только о субъективных ощущениях. Согласно субъективным ощущениям, рынок как минимум удвоился, причем SMM охватывает все новые сегменты, например, малый бизнес.
Какие цели преследуют сегодня российские компании, когда решают продвигать себя в соцсети? Отличаются ли эти цели от тех, что были, например, год назад?
Существует несколько основных задач: продажи, брендинг, борьба с негативом, клиентская поддержка. В последний год все более актуальной становится последняя задача. Также отдельный пласт работ зачастую бывает направлен на нейтрализацию негатива.
Продвижение в какой соцсети на сегодняшний день наиболее эффективно для российских рекламодателей?
Два основных акцента с точки зрения эффективности продвижения – это Facebook и «В Контакте».
Сколько стоит сегодня средний пакет услуг российского SMM-агентства? Что в него входит?
Средняя стоимость пакета сильно различается у разных агентств. Средний чек Greenpr – $12 000, в него входит создание, продвижение и поддержка сообществ в различных социальных сетях, а также работа с лидерами мнений. Сейчас в социальные сети активно приходит малый бизнес, поэтому специально для него мы разработали «демократичные» предложения, сокращенные и направленные на решение конкретно их задач. Стоимость таких пакетов от $1 500.
SMM на практике
Насколько коммерчески выгодно продвижение в соцсетях? Всегда ли компании получают от SMM то, что хотели?
Как и везде в социальных сетях все зависит от профессионализма исполнителя, а также от верно поставленных задач. Если проектом занимаются профессионалы, и верно сформулированы задачи, то практически всегда кампания будет успешна.
Сопоставима ли отдача от SMM с другими рекламными каналами, например, с SEO?
Если сравнивать SMM и SEO, то у каждого инструмента есть своя специфика. SEO направлено на получение трафика и быстрых, но чаще всего разовых продаж. SMM – это больше инструмент построения постоянных отношений с клиентом, формирование повторных продаж. В каждом конкретном случае больше подходит тот или иной инструмент, однако, более эффективен комплексный подход.
На какие критерии стоит опираться при оценке успешности SMM-кампании?
Существует несколько основных метрик: охват аудитории, количество публикаций, активность аудитории, количество и качество трафика, количество продаж и других целевых действий.
Какие затруднения могут возникнуть при оценке эффективности SMM-продвижения?
Основные затруднения могут быть вызваны сложностью отслеживания источника продаж.
Какими инструментами пользуется ваша компания для оценки?
Мы используем несколько систем мониторинга, в частности, Youscan, IQBuzz, Brandspotter. Есть несколько собственных разработок, которые автоматизируют часть работ. Все остальное делаем руками.
Расскажите о «подводных камнях» SMM.
В процессе SMM-кампании зачастую приходится сталкиваться со следующими подводными камнями:
- Репутационные риски – действия, которые могут вызвать антипатию аудитории к бренду.
- Санкции со стороны социальных сетей.
- Отсутствие интереса со стороны аудитории.
У каждой из этих сложностей существуют свои причины и свои варианты решения.
Чтобы вы посоветовали новичкам в SMM? C чего начинать создание сообщества?
Первые 3 шага, которые необходимо предпринять при создании сообщества, следующие:
- Определение таргетинга.
- Разработка контент-плана.
- Выбор способов продвижения сообществ.
Допустим, группа создана, но она «мертвая» (нет комментариев, обсуждений). Как можно ее «оживить»?
В данном случае уместно проведение интерактивных акций, конкурсов, а также целенаправленный постоянный коммьюнити-менеджмент.
Охарактеризуйте несколькими словами идеальное SMM-сообщество.
Эффективное, живое, продающее сообщество.
Профессия SMMщик
Какими качествами должен обладать SMM-специалист?
SMM-специалист должен уметь общаться с аудиторией, писать качественные статьи, использовать системы мониторинга, понимать принципы классического маркетинга, уметь оценивать эффективность проделанных работ.
Ощущается ли сейчас дефицит SMM-работников?
Существует огромное количество людей, считающих себя SMM-специалистами, но фактически действительно классных SMM-специалистов в России не более 100. Для того чтобы исправлять эту ситуацию мы в частности в рамках моей школы imarkschool.ru проводим тренинги по обучению SMM-специалистов.
Профессии SMM нельзя выучиться в ВУЗе. Из каких сфер чаще всего приходят в SMM?
Чаще всего приходят люди из классического маркетинга и рекламы, из традиционного интернет-маркетинга и из журналистики.
Что вы посоветуете новичку в SMM? C чего начинать свое профессиональное развитие?
Профессиональное развитие я рекомендую начинать с вдумчивого чтения кейсов, а также ресурсов на подобие Cossa и Social Media Club. Потом идти в какое-либо агентство джуниор-менеджером для получения практического опыта.