Сегодня у нас в гостях Сергей Цыплаков, основатель и руководитель сервиса SeoHammer. Да, это тот самый SeoHammer, который был запущен в далеком 2012 году. Все это время сервис не стоял на месте и развивался с учетом требований рынка. Например, совсем недавно команда SeoHammer представила свою новую технологию Смарт Буст, которая обещает вывести сайты в топ выдачи Яндекса за две недели. О технологии и ее возможностях, а также и развитии рынка SEO мы и поговорили с Сергеем.
Старая армия SEO-специалистов помнит тебя как руководителя биржи ссылок MainLink, запущенной в 2006 году. С того времени прошло почти 20 лет. Расскажи, что у тебя нового, чем ты сейчас живешь?
Мне нынче 43 года. За последние 4 года выпустили 2 новых продукта, один относится к SEO (Linkpress), второй – сервис онлайн-записи VisitTime.
В прошлом году родился пятый ребенок, стал еще счастливее. Люблю наблюдать, как растут дети, сам вожу на занятия, музшколу, футбольные секции. Увлекаюсь моделями железных дорог, собрал большую коллекцию в разных масштабах, а в масштабе 1:220 советской и российской эпох у меня самая большая коллекция в России.
Здорово! А как дела с MainLink?
MainLink’ом, конечно, я руковожу в технической части до сих пор, но это амплуа из разряда серого кардинала. В этом году Мэйнлинку 19 лет. Биржа MainLink – это серьезный и профессиональный инструмент для оптимизаторов. Он жив, чувствует себя прекрасно, развивается не так стремительно, но его аудитория, к сожалению, растет медленно, так как профессионалов, которые глубоко разбираются в ссылочном ранжировании, с каждым годом становится меньше. Но это и понятно, потому что ИИ дышит в спину всей ИТ-отрасли и SEO, в частности. И приходят на смену технологии «попроще» или аккумулируют/агрегируют в себе низкоуровневый слой биржи. Такие сервисы уже идут «следующем слоем», но база остается.
Еще одним проектом, с которым тебя многие связывают, конечно, является SeoHammer. Мы обязательно поговорим про него, но чуть позже. Сначала поделись своими впечатлениями о текущем состояние рынка SEO в России? Какие основные тенденции можешь выделить?
Рынок SEO в России я бы назвал зрелым и устойчивым. Во время пандемии было падение, но последние несколько лет наблюдается устойчивый рост. Из основных тенденций я бы выделил следующие:
- Повышение качества оптимизации в целом по рынку. У нас есть инструмент по оценке готовности сайтов к продвижению checksite.ru, где мы оцениваем весь рунет, и показатель качества оптимизации каждый год растет на 1-2 пункта.
- Техническое SEO и внутренняя оптимизация стали главными трендами. Без них о продвижении можно забыть.
- Внешняя оптимизация и ссылочное продвижение мало изменились за последние годы. Мы наблюдаем отдельные вспышки трендовых запросов и здесь как раз ссылки дают хороший толчок для роста позиций.
Какие сложности возникают у вебмастеров при продвижении сайтов в Яндексе сегодня?
Яндекс последние годы не особо балует оптимизаторов обновлениями алгоритмов, всё ушло в модные нынче ИИ. Процессы продвижения под Яндекс отличаются от других поисковых систем наличием сильной поведенческой составляющей, которая заставляет оптимизаторов учитывать соответствие запроса странице, чтобы максимально увеличить продолжительность поисковой сессии.
Как меняется отношение Яндекса к поведенческим факторам? Как работать с поведенческими факторами в 2025 году?
Я не комментирую накрутку поведенческих факторов. Но если говорить серьезно, то задача оптимизатора сделать так, чтобы пользователь, обращаясь к поиску, максимально выполнял свои задачи. И в арсенале профессионалов оптимизации широкий набор инструментов для этого.
Как ты думаешь, каким будет SEO-продвижение в Яндексе в ближайшие пару лет?
По большому счету мы зависимы от поискового гиганта, и если его правая или левая рука качнется в пользу тех или иных факторов, то придется подстраиваться/перестраиваться. Знаю одно, что каким бы тернистым ни был путь оптимизатора, выход всегда есть: анализировать поисковую выдачу и работать над гипотезами, почему конкурент стоит выше вас.
Единственная печаль на мой взгляд, которая нас всех ждет – велика вероятность того, что поиск перестанет быть востребованным, если ИИ начнет выдавать более релевантные ответы, чем поисковик. Тут можно вспомнить алгоритм Спектр, который был призван разнообразить выдачу (прим. Ред.: технология Спектр появилась в 2010 году в рамках «городского» алгоритма Яндекса Краснодар и была призвана учитывать неявные цели пользователя). А теперь поисковик стал заложником самого себя, настолько разнообразив выдачу, что когда серфишь, иногда думаешь, а как ты тут вообще оказался?
Про искусственный интеллект и SEO
На твой взгляд, как искусственный интеллект влияет на продвижение сайтов в Яндексе и вообще? Какие перспективы у использования AI в SEO вы видите?
Честно, на вопросы про ИИ я всегда отвечаю кратко, потому что скептик на тему ИИ. ИИ помогает SEO тотальной автоматизацией всего того, что раньше мы делали вручную. Профессия журналиста тоже в зоне риска =)
Какие могут быть риски злоупотребления AI в SEO? Например, массовая генерация низкокачественного контента и т.п.
Злоупотребления есть в любой сфере. И SEO c ИИ не исключение. Если использовать технологии с головой, то польза будет обладать синергетическим эффектом.
А вот тему низкокачественного контента, доров и ГС можно раскрыть подробнее. Поисковые машины с самого начала своего существования боролись с генеренкой. Но до конца побороть не смогли. До сих пор в выдаче встречаются ГСы. А теперь с приходом ИИ весь этот контент попадает в переобучение моделей и на выходе получаем ИИ с заведомо худшим качеством, который может выдавать такой же плохой результат, который создал ГС. Затем вебмастер начинает использовать эти результаты и создавать еще более плохой контент, все это снова скармливается ИИ и так по кругу, пока в конечном итоге все это не приведет к полному хаосу и противоположным результатам в выдаче.
Какие перспективы у ИИ в области автоматизации SEO в ближайшие годы?
Очень большие и хорошие перспективы. ИИ способен на многое. Предсказывать по поводу ИИ я не готов, отрасль меняется на глазах и что будет в ближайшие годы уже трудно сказать. Главное, чтобы не началась война машин.
Про развитие SeoHammer и Смарт Буст
В 2012 году ты запустил сервис автоматизированного продвижения SeoHammer. Расскажи, как себя чувствуют такие сервисы сейчас?
Да, когда-то очень давно, еще до SeoHammer, в 2008-2010 гг. в mainlink.ru была классная ситуация: любой проект выстреливал в топ за месяц со скромными бюджетами. Потом ситуация стала ухудшаться. В 2012 году мы открыли свой агрегатор и дали самое главное – оценку влияния каждой ссылки на продвижение. Этот конек долгое время был нашей новацией, и все это время мы использовали его в оценках. Прошло больше 10 лет, но никакой сервис не дал таких четких оценок качества каждой ссылки, а мы это делали, делаем и будем делать :)
Сервисы, которые мы запустили тогда, при должном внимании с технической стороны остаются актуальными.
Ты применяешь технологии автоматизированного SEO на своих проектах?
С момента создания SeoHammer долгое время мы были сапожником без сапог, то есть наши инструменты не продвигались. Как-то в этом не было необходимости, так как прямая реклама очень хорошо работала. Но последние 3 года используем свои инструменты для продвижения своих проектов. Теперь я даже горжусь тем, что, открывая свой аккаунт в каждой системе, вижу полный список своих проектов, которые используют свои технологии.
Недавно в SeoHammer появилась технология Смарт Буст. Расскажи, как она работает и какие SEO-задачи решает?
Да, Буст появился на свет в прошлом 2024 году. Технология Смарт Буст – это дальнейшая эволюция Буста. Смарт Буст комплексно продвигает проект по запросам, экономно расходуя бюджет и базируясь на характеристиках запросов.
Мы несколько лет анализировали поисковую выдачу, работу капчи и скорость индексации ссылок, но для нас оказался неожиданностью результат, что мы научились ускорять продвижение. Иначе говоря, вместо ожидания 2-4 месяца, продвижение и рост позиций происходит уже первые 2 недели.
Какие результаты можно ожидать от использования Смарт Буст на разных этапах продвижения сайта?
Если сайт находится в близкотопном состоянии (позиции находятся в пределах топ-30), и проведена качественная оптимизация, то результатом применения Смарт Буста будет взрывной рост позиций первые 2 недели и дальнейшая стабилизация и поддержка.
Имеются ли случаи негативного воздействия Смарт Буст на позиции сайта, и как можно минимизировать такие риски?
Исключено. Буст безопасен, так как вебмастер/сайт не нарушает никаких правил поисковых систем.
Часто клиенты, видя, как хорошо вырос сайт и вдруг внезапно потерял позиции, начинают паниковать. Этот процесс перманентный, к нему не надо относиться, как «усё пропало, шэф». Позиции и положение в поисковой выдаче меняются ежедневно, и Смарт Буст все это учитывает, восстанавливая падение.
Есть ли у вас инструменты на основе ИИ для автоматизации SEO-процессов?
Мы применяем машинное обучение для составления прогнозов бюджетов, а также периодически обращаемся к ИИ с задачами генерации текстов и анкоров, когда у наших алгоритмов банально заканчивается фантазия на длинных хвостовых НЧ-запросах. Но здесь без ручного контроля не обойтись, не существует универсального промпта, поэтому мы очень аккуратно относимся к ИИ и его результатам.
Какие планы по развитию сервиса?
Сейчас Смарт Буст – это вишенка на торте нашего главного продукта – SeoHammer. Сервис полностью покрывает задачи комплексного автоматизированного интернет-маркетинга для малого и среднего бизнеса. Есть планы покорить Google, но здесь еще пока все впереди, и исследования ведутся.