Алексей, полтора года назад ты возглавил департамент продвижения в Викимарте. По данным LiveInternet, за это время (с октября 2011) трафик на Wikimart вырос с 61 тыс./день до 196 тыс./день. Я знаю, что выросла и конверсия. Насколько в действительности удалось поднять продажи с помощью SEO? Многим хотелось бы повторить такой успех. Расскажи, как твоей команде удалось добиться этого и как повторить такой успех другим проектам.
Продажи удалось поднять намного значительнее, чем трафик :). Причём – при существенном снижении бюджета.
Скажу больше – трафик, на который смотрит большинство SEO-специалистов, для нас лишь промежуточный показатель. Если какие-то действия ведут к уменьшению трафика и увеличению продаж (да-да, такие бывают), то мы на них идём.
Рецепт успеха простой:
1. Собери хорошую команду. Подход как с линейным персоналом тут не работает: нельзя нанять 10 «таджиков» и одного «бригадира», которые всё сделают. Плохо брать и «середняков», нужны квалифицированные кадры. А если нанять их не получается, нужно растить своих.
2. Не мешай ей работать. К SEO в России относятся весьма специфическим образом. Его можно охарактеризовать фразой из известного анекдота «Сначала вы научитесь прыгать, а потом мы вам нальём воду».
Что вы делаете при открытии новой торговой точки? Ищете хорошее место, арендуете/покупаете его, делаете там ремонт, закупаете стеллажи, нанимаете продавцов и охрану, организуете поставку туда товара со своего склада и мерчендайзинг, даёте рекламу, а потом ждёте несколько лет, пока точка окупит вложенные в неё инвестиции.
Что компании делают с SEO? Нанимают одного человека подешевле, не дают ему дорабатывать сайт под SEO, не выделяют совсем или выделяют мало денег на ссылочное и контент, а через месяц спрашивают: «Где результат?». Ещё при этом требуют ежедневных/-недельных/-месячных подробных отчётов.
Казалось бы, банальная истина – сначала вкладываются ресурсы, потом получается результат. Но в русском бизнесе часто наоборот: вы нам покажите результат – тогда дадим ресурсы.
Прежде чем возглавить департамент продвижения, ты занимался SEO-аналитикой и продолжаешь заниматься ей сейчас. Если я не ошибаюсь, у тебя в подчинении более 15 человек. У меня сразу несколько вопросов. Тяжело ли далось аналитику управление таким большим коллективом? Как удается совмещать управление такой большой командой и таким непростым проектом с занятием аналитикой?
Конечно, тяжело, ведь у нас плоская структура и управлять поначалу приходилось всеми сразу. В совмещении менеджмента и аналитики я не вижу ничего особенного. Леннокс Льюис удачно совмещает бокс и шахматы. А ведь это куда более удалённые области.
На днях на SEOnews было сообщение о том, что более 94% сайтов, попавших под Пингвин, так и остались под санкциями. Как ты можешь прокомментировать эту статистику? Наблюдал ли ты удачные способы выхода из-под санкций? Какие способы ты мог бы назвать эффективными? Пользовался ли уже Инструментом отклонения ссылок?
Я наблюдал удачные примеры выхода из-под санкций неоднократно. Правильная работа со своим ссылочным даёт отличные результаты. Инструментом отклонения ссылок я не пользовался, прокомментировать не могу. Один из самых известных случаев выхода из-под Пингвина –
Как бы ты расположил сегодня значимость факторов ранжирования при продвижении сайта? Можно ли сейчас обойтись без биржевых ссылок и агрегаторов? Ждать ли этого в ближайшем будущем? Стало ли юзабилити влиять на ранжирование?
Значимость факторов может быть разной для разных тематик/групп запросов. Но если брать «среднее по больнице», то на первом месте будут поведенческие факторы, на втором ссылочные, на третьем – контентные.
«Юзабилити» влияет очень давно: с момента появления поведенческих факторов в ранжировании. Вопрос в степени этого влияния. Мы видим, как рвут топы накрутки кликов в SERP, но я пока не видел массовых примеров вылезания за счёт «юзабилити». Напротив, оно пока проигрывает такому «тупому» фактору, как возраст сайта в индексе.
Говорят, что самые опасные ошибки не те, о которых известно, что это ошибки, а те, которые признаны обществом как эффективные решения. Какие «эффективные решения» ошибки ты заметил за последний год?
Самоё серьёзное – неправильная оценка значимости факторов. Этим страдает большая часть оптимизаторов, считающих себя «крутыми». Слишком много внимания уделяется тексту и слишком мало – поведенческим факторам.
Ты как-то упоминал, что то SEO, которое вы сейчас делаете, на несколько лет опережает рынок. О каких именно процессах ты говорил? В чем вы опережаете рынок?
Этого я не говорил. Это Михаилу Сливинскому после его выступления на Украине сказали, что мы делаем SEO будущего. Я бы не сказал, что мы опережаем рынок. Мы просто движемся в другом направлении, поэтому говорить о первенстве тут некорректно. SEO-компании совершенствуют методики конвейерной оптимизации, стараются получить максимум отдачи в позициях и трафике при шаблонных методах. Мы же, напротив, очень глубоко работаем с одним проектом, делаем узкозаточенные вещи, и нам всегда выделяется достаточно ресурсов. В уровне проработки конкретного проекта у SEO-компаний нет никаких шансов догнать нас. Я показывал функционал SEO-админки нашего сайта коллегам из топовых SEO-компаний. Они говорили, что хотели бы иметь такие возможности, но реализация будет слишком трудоёмка для клиентов, которым бы базовые штуки вначале сделать. Впрочем, сейчас многие компании обзавелись своими отделами SEO и показывают весьма неплохие результаты.
Что твой опыт говорит о влиянии социальных факторов? Стоит ли сегодня что-то делать по этому направлению?
…Что в коммерческой выдаче эти факторы являются малозначимыми. Есть и исключения. Например, новостные подмесы в выдаче, в которые можно попасть за счёт социальных ссылок.
Сегодня на рынке очень большой разрыв между тем, о чем ты рассказал, и тем, что делают SEO-компании. Я думаю, что руководитель любого бизнеса, который решил делать SEO, хотел бы так получить коммерчески эффективное SEO. Что ты можешь им порекомендовать, чтобы не потерять деньги, работая с неэффективным подрядчиком. Что ты думаешь о выборе между созданием собственного отдела и обращением в агентство?
Компетенция всегда должна находиться внутри заказчика, даже в случае работы с внешним подрядчиком. Это единственный способ выбрать хорошего подрядчика, правильно выстроить работу с ним и защититься от мошенничества. Других путей нет.
Если же смотреть на ситуацию как на выбор между отделом и подрядчиком, то это вопрос бюджета на поисковое продвижение. При низких бюджетах – подрядчик, при высоких – свой отдел.
Как ты оцениваешь ситуацию на рынке кадров сегодня? Поменялось ли что-то? Стало ли больше квалифицированных специалистов? Ты как-то говорил об уникальном явлении: в SEO зарплатные предложения в среднем превышают зарплатные ожидания, по причине того что квалифицированных кадров нет, а работодатели хотят результат. Поменялось ли что-то с тех пор? На какую зарплату сегодня может рассчитывать квалифицированный SEO-специалист, SEO-аналитик, руководитель отдела SEO?
Ситуация на рынке ужасна. Компетентных людей найти очень тяжело. А обладающие хотя бы небольшой компетенцией сильно себя переоценивают.
Что касается зарплат, топовый оптимизатор (опыт 3+ года и отличные результаты в самых конкурентных тематиках) может рассчитывать на 80-100 тысяч. Руководитель отдела 150-200. Это средние по рынку цифры фиксированной части оплаты до вычета налогов. Бонусные схемы во всех компаниях различны. Аналитики – штучный товар, здесь стандартов оплаты нет.
Вопрос по исследованиям. За время твоей работы в Wikimart проведено большое количество исследований. Можешь рассказать о самых интересных из них? Хотелось бы традиционно, чтобы ты спалил какую-нибудь тему, хотя бы «остывшую».
Это, конечно, не тема, но многие оптимизаторы не знают: наличие большого уникального описания на карточке товара очень слабо влияет на ранжирование. Вполне можно вылезать и с неуникальным контентом. Логика здесь есть – у МФУ HP LaserJet Pro M1132 MFP не может быть 100 разных описаний, но зато есть 100 (условно) магазинов, которые его продают. Значит, надо ранжировать как-то по-другому. Но оптимизаторы упорно хотят писать/генерить тексты на все карточки товаров.
Как ты считаешь, какие изменения будут происходить в SEO в 2013 г.? К чему готовиться руководителям бизнеса, к чему готовиться специалистам. Опиши ситуацию с точки зрения изменений среды (поисковые системы), технологий (SEO), маркетинга (продажи), сервисов.
Бизнесу готовится к резкому взлёту ставок в CPC и CPA. В четвёртом квартале на эти виды рекламы было вбухано огромное количество денег и в следующем тренд только усилится. Как следствие, бОльшему числу компаний придётся идти в SEO как в единственный приемлемый по цене канал. Спрос на квалифицированные кадры будет расти быстрее, чем число хороших специалистов.
Специалистам готовится к дальнейшему усложнению алгоритмов, ужесточению антиспама и дальнейшему увеличению конкуренции. Сроки вывода, которые в самых сложных тематиках уже сейчас составляют больше года, будут только расти. Дальнейшее развитие персонализации выдачи затруднит стандартную работу «по позициям».
Совсем скоро стартует курс "
Этот курс – попытка заполнить нишу квалифицированных специалистов, которых сейчас так не хватает SEO-рынку. Поскольку в нынешних реалиях без аналитического подхода стать хорошим специалистом невозможно, был выбран именно такой путь. Помимо интересных фишек и «палева тем», будет очень много самостоятельной практической работы, которую я буду направлять и корректировать. В целом курс направлен на то, чтобы на выходе человек, помимо обладания актуальными знаниями и навыками, мог полноценно самостоятельно получать знания и развиваться.
Мне же нравится как аналитика, так и обучение людей. Совмещаю два в одном :).