Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
17 Июня 2013 в 18:40

7 шагов составления ТЗ по внутренней оптимизации

Россия +7 (495) 139-20-33
1 29740
Подпишитесь на нас в Telegram
Анна Безгодкова
SEO аналитик SiteClinic.ru

Вы новичок в SEO, и вам дали на продвижение самый первый сайт в вашей жизни? Вы не знаете, с чего начать работу над ресурсом? Тогда эта статья для Вас!

Так же, как и вы, 7 лет назад я смотрела на первый в своей SEO-жизни сайт и пыталась ответить на вопрос «Что делать?!». Но дорогу осилит идущий, и сегодня я рада поделиться своим опытом составления технического задания по внутренней оптимизации сайта с вами, уважаемые читатели. И выбор темы не случаен, именно с технического задания начинается продвижение ресурса. То есть техническое задание — это одновременно и анализ, и список работ, которые необходимо провести, чтобы подготовить сайт к продвижению, сделать его максимально отвечающим регламенту поисковых систем, удобным и интересным для пользователя.

Итак, начнем....

Шаг 1 — разбиваем список запросов по посадочным страницам

Для начала проверяю текущие позиции сайта, частоту запросов и страницу в выдаче и составляю таблицу. Для этого обычно использую Excel, он более гибок и удобен, вся картина лежит как на ладони.

Итак, у меня получается таблица, состоящая из таких колонок:

Поисковый запрос

Частота по (указываете ПС и регион)

Позиция на (указываете дату)

Текущая страница в выдаче

Рекомендуемая посадочная страница

Заполняю таблицу полученными данными. Пустой остается только колонка «Рекомендуемая посадочная страница», поскольку их только предстоит выбрать.

Далее провожу анализ:

  • релевантна ли текущая страница тому или иному поисковому запросу;
  • какие страницы в выдаче Топ-10 по тому или иному запросу — главные или внутренние. Причем этот анализ вы можете проводить как вручную, просто вбивая запрос в строку поиска, так и с помощью автоматических сервисов. Например, с помощью скрипта «Анализатор Топ-10»;
  • есть ли пересечения сайтов в выдаче по списку высокочастотных запросов. Данный анализ необходимо проводить для того, чтобы определить, какие из ВЧ запросов можно продвигать по одной и той же странице (запросы коррелируют между собой), а какие необходимо разнести по разным (запросы взаимовытесняющие).

В результате у меня получится таблица, как на рисунке ниже:

(Картинка кликабельна)

При этом в таблице сделана сортировка по текущей посадочной странице. Так проще ориентироваться — какие запросы стоит оставить на текущей странице, для каких необходимо искать новую посадочную.

Затем провожу анализ разбивки, о котором я писала выше, и получаю таблицу, которая показана на следующем скриншоте:

(Картинка кликабельна)

Для удобства я обычно разделяю блоки страниц по цвету. Также обратите внимание на пометку возле рекомендуемой страницы «Новый URL» — это означает, что для данной группы запросов на сайте нет релевантной посадочной страницы и её необходимо создать.

На этом шаг 1 закончен, и мы переходим к шагу 2.

Шаг 2 — работа с посадочными страницами: анализ текстового контента, title и мета-тегов

После разбивки запросов по посадочным проводится анализ текстового контента, title и мета-тегов description и keywords каждой страницы. Само ТЗ составляю на фирменном бланке компании и обязательно утверждаю у клиента. Причем составляю изменения для каждой посадочной страницы — сперва по текстам, затем по мета-тегам. То есть схематически это выглядит так, как показано на скриншоте ниже:

Как можно увидеть из данного примера, для одной страницы проводится анализ текста и мета-тегов, затем для второй, и так для всех посадочных страниц по порядку.

Например, я нахожу, что текст страницы абсолютно не соответствует требованиям поисковых систем по ряду причин. Поэтому в ТЗ указываю на данный факт и предлагаю новый, оптимизированный вариант, если к моменту отправки ТЗ клиенту он уже подготовлен нашим штатным копирайтером. Если же текст не готов, то в задании я пишу, что текст будет выслан на утверждение в течение 2-3 дней. В техническом задании это выглядит так:

Как вы можете заметить, в задании указан только факт, что текст необходимо заменить. Но в зависимости от ситуации, я расписываю или не расписываю причины, по которым тот или иной текст необходимо подкорректировать, всё зависит от желания клиента и его степени доверия к нашей компании. Но зачастую клиент понимает, что если мы предлагаем изменить текст, значит это необходимо для продвижения. Поэтому обычно причины изменений в ТЗ не описываю.

Если же размещенный на странице текст просто требует некоторой корректировки, то в ТЗ это указываю и выделяю красным цветом проведенные изменения:

Такая подача позволяет клиенту сразу увидеть, какие изменения будут проведены в тексте.

Далее, разобравшись с текстовым контентом страницы, перехожу к анализу description и keywords. Если они нуждаются в корректировке, в техническом задании прописываю их новые варианты (см. скриншот ниже):

Как видно из приведенного выше примера, тут же, в техническом задании, прописаны новые заголовок и мета-теги для посадочной страницы.

По такому же принципу составляю задание по остальным посадочным страницам и перехожу к анализу страниц сайта, не участвующих в продвижении.

Шаг 3 — работа с непосадочными страницами сайта: анализ текстового контента, title и мета-тегов

Для всех остальных страниц сайта я также провожу анализ, но, в отличие от анализа посадочных, не предлагаю конкретные изменения, а только составляю замечания (по необходимости) и инструкции по корректировке, поскольку клиент работает с остальными страницами самостоятельно. Данный анализ направлен на выявление неуникального, дублированного и некачественного контента, некорректных title и мета-тегов. Для наглядности приведу скриншоты:

Пример 1:

В данном примере указаны изменения для конкретной страницы, и не только по количеству символов будущего текста, но и структурные изменения для страницы.

Пример 2:

В данном ТЗ для непосадочных страниц было дано описание, в каком контексте создавать новый текст, как его подать и дополнительные рекомендации.

В ТЗ также можно составить общие инструкции по изменениям для группы страниц или для всех страниц в целом, как показано на скриншотах ниже:

И далее:

В данном примере показаны фрагменты технического задания с инструкциями по удалению неуникальных и дублированных текстов.

Далее я провожу анализ title и мета-тегов для непосадочных страниц сайта и составляю такие же инструкции по их корректировке. Например, так, как показано на картинке ниже:

К сожалению, полный текст вместить в скриншот не удалось, поэтому замечу, что далее были расписаны такие же рекомендации с примерами по мета-тегам.

И так плавно мы от текстов и мета-тегов подошли к следующему шагу — перелинковке.

Шаг 4 — перелинковка

Составление ТЗ по перелинковке зависит от того, выполнена ли она на сайте или её необходимо проводить.

Если перелинковка выполнена, то я провожу её анализ и составляю инструкции по корректировке, если найдены ошибки.

Для примера рассмотрим скриншот ниже:

В ходе анализа на сайте клиента был обнаружен ряд ошибок, например, ссылка на главную с внутренних страниц.

После выявленных ошибок составляю новое задание по перелинковке сайта. Я не буду приводить наглядный пример, поскольку данную часть ТЗ можно расписывать и проводить как кому удобно. Кто-то может составлять подробный список, с какой страницы на какую должна вести ссылка и с каким анкором. Кто-то выполнит перелинковку по ходу оптимизации текстов, и тогда в ТЗ необходимо будет просто указать на это, чтобы, как говорится, клиент был в курсе.

А мы переходим к следующему шагу.

Шаг 5 — оптимизация структуры, меню и URL страниц

Пожалуй, данный шаг не менее важен, чем внутренняя оптимизация текстов и мета-тегов. Поскольку обычно клиенты очень трепетно относятся к своим сайтам, кому-то из них изменения, которые вы предлагаете, даются с большим трудом. Но, тем не менее, очень важно проводить данный анализ и составлять список рекомендаций, так как от этого может зависеть успех продвижения.

Итак, как и для остальных пунктов, провожу анализ структуры, меню и URL страниц не только посадочных, но и сайта в целом, и если вижу явные проблемы, предлагаю варианты их устранения в техническом задании.

Например, так, как показано на картинках ниже:

То есть в данном техническом задании я полностью сформировала новое меню сайта для главной и внутренних страниц, а также прописала корректировки для динамичных URL.

Если меню небольшое, можно также показать его корректировку более наглядно, например, так, как представлено на скриншоте ниже:

Такое наглядное пособие доступно показывает, как именно необходимо реструктуризировать меню.

И мы с вами переходим к следующему шагу — технические аспекты.

Шаг 6 — анализ технических аспектов и составление инструкций

Это один из простых, но не менее важных, шагов в техническом задании, поскольку он касается создания/корректировки файла robots.txt, карты сайта, 301 редиректа на основное зеркало и других технических параметров.

Перед началом анализа составляю их список и методично проверяю сайт на ошибки, после чего составляю список необходимых изменений.

Например, так прописываю инструкцию для 301 редиректа на основное зеркало:

Как можно увидеть из примера, в инструкции прописываю и что необходимо сделать, и как это выполнить и проверить.

По такому же принципу создаю инструкции по всем выявленным ошибкам, и мы переходим к последнему пункту — юзабилити.

Шаг 7 — анализ юзабилити и составление инструкций

На сегодняшний день хороший SEO-специалист должен разбираться не только в своем направлении, но и во многих других. Например, в нашей компании оптимизатор перед продвижением сайта проводит не только анализ внутренней оптимизации, но и даёт некоторые рекомендации по улучшению юзабилити. Это связано с тем, что сегодня очень сложно, можно даже сказать — невозможно, продвинуть сайт без работы над его удобством для пользователя. Конечно, я не говорю, что при подготовке сайта SEO-специалист нашей компании проводит такой же глубокий анализ, как специалист по юзабилити, поскольку это отдельная по стоимости и объему услуга, но ряд основных рекомендаций мы даем.

Так, например, при анализе сайта я могу рекомендовать разместить на сайте онлайн-консультацию и калькулятор, как показано на скриншоте ниже:

Или изменить положение кнопки калькулятора:

(Картинка кликабельна)

А также сделать более удобные формы отображения товара и разнообразить способы оплаты:

(Картинка кликабельна)

Как вы можете увидеть из приведенных выше примеров, данные рекомендации нельзя отнести к глубокому анализу, однако они существенно могут улучшить восприятие сайта пользователями, что положительно повлияет на его продвижение.

И в заключение хочу порекомендовать вам, основываясь исключительно на личном опыте: составляйте как можно более подробные технические задания, расписывайте все изменения, которые необходимо выполнить на сайте. Во-первых, это поможет вам избежать многих упущений при подготовке ресурса к продвижению, а во-вторых, даст вашему клиенту четкое представление о предстоящих изменениях и избавит вас от множества вопросов с его стороны.


1 комментарий
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!