В Интернете (на форумах по поисковой оптимизации или в информационных материалах), зачастую можно встретиться с такими понятиями, как «черные методы», «серые методы» или «белые методы» оптимизации. Такая классификация методов продвижения сайтов условна и используется повсеместно в среде оптимизаторов.
Поисковые системы не предоставляют исчерпывающего списка методов поискового спама, «обмана» поисковых систем, т.е. «темных» методов. В данном мастер-классе постараемся подробно классифицировать и рассмотреть эти, так называемые, «темные» методы оптимизации, включающие в себя «черные» и «серые», то есть такие методы, которые поисковые системы не рекомендуют использовать в качестве приемов поискового продвижения.
Условно в поисковой оптимизации можно выделить три класса методов продвижения сайтов: «белые методы», «черные методы» и «серые методы».
«Белые методы», соответственно своему названию, являются методами, незапрещенными поисковыми системами, т.е. не нарушающими лицензию использования поисковых систем. Эти методы никак не связаны с «обманом» поисковых систем в целях завышения позиций сайтов в выдаче: наоборот, применение «белых» методов способствует, с точки зрения поисковых систем, постоянному росту качества поиска. Можно сказать, что «белые» методы – это однозначно зеленый свет «поискового светофора» оптимизаторам.
«Черные методы» - прямая противоположность «белым». Использование такого типа методов не что иное, как прямой «обман» поисковых систем, нарушение их лицензии на поиск. «Черные методы» запрещены поисковыми системами для использования и являют собой поисковый спам. Сайты, «раскручивающиеся» с применением таких методов, практически всегда попадают в бан, принудительный запрет индексации всех страниц сайта поисковыми системами. Как пример-пояснение термина «чёрные методы», можно привести цитату из текста одной телевизионной рекламы: «Проскочив на красный свет, можно попрощаться с белым»... Итак, «черные» методы - однозначно красный свет «поискового светофора» оптимизаторам.
«Серые методы» - нечто среднее между «белыми» и «черными» с перевесом в сторону последних. Такие методы не являются прямым «обманом» поисковиков, а, скорее, некоторым законным обходом их правил. Это сродни нарушению правил этикета хозяином на банкете: всем гостям не нравится, но они молчат, и поделать ничего не могут.
Риск попадания сайта в бан при очень грамотном использовании такого рода методов небольшой, но все же присутствует. В нашем сравнении, «серые» методы - желтый свет «поискового светофора» оптимизаторам, то есть, если не уверен, лучше дождись зеленого света.
Последние два метода – «черные» и «серые», часто рассматривают в совокупности и называют общим термином – «темные» методы. Подробно о них и расскажем в следующем разделе мастер-класса.
Перечислим и рассмотрим наиболее часто используемые «серые» методы.
«Дорвеи», или входные страницы (doorways) без редиректа – несколько- или одностраничные сайты, размещаемые, как правило, на бесплатном или условно бесплатном хостинге (com.ru, pp.ru, org.ru и др.), предназначенные для передачи ссылочного ранжирования и посетителей на основной сайт без принудительного перенаправления. Другими словами, создается несколько страничек с текстом и на них размещается явная ссылка, содержащая некоторые вхождения ключевых слов, приглашающая посетителя перейти на главный сайт.
Нетематический обмен ссылками – это размещение ссылок на практически любые сайты без учета их тематики и ценности для посетителей. В связи с этим, на страницах сайта накапливается огромная неструктурированная база ссылок – так называемая «ссылочная помойка», «засоряющая» собой просторы Интернет. Зачастую, при такой методике обмена, все внешние ссылки на сайт перестают учитываться поисковыми системами. К сайту применяется так называемый «непот-фильтр» или ссылочный фильтр поисковых систем.
Однако есть и другой вариант подобного обмена ссылками –нетематический обмен, но не выходящий за рамки дизайна сайта, хорошо структурированный и отчасти несущий некоторую полезность для посетителей сайта (например, наличие на сайте по недвижимости в каталоге ссылок рубрики «финансы»).
Вариантов текстового спама существует великое множество. Одни из самых распространенных видов его реализации на сайтах – это:
Перечислим и рассмотрим наиболее часто используемые «черные» методы.
Скрытый, или невидимый для пользователя текст, наверное, самый злостный из всех «черных» методов. «Скрытым» текст будет в том случае, если цвет, которым он (текст) написан, совпадает с цветом фона страницы, то есть пользователь его не видит, а поисковый робот индексирует. Налицо прямой «обман» поисковой системы. Цели, которые преследуют люди, реализующие такой метод, различны. Некоторые размещают простое перечисление ключевых слов для страницы с целью увеличения плотности вхождения этих слов в текст; другие размещают самые высокочастотные запросы (как, например, mp3, реферат), не относящиеся к тематике сайта, просто для привлечения трафика; третьи – вообще не имеют цели обмануть поисковую систему в корыстных целях, как, например сам поисковик Яндекс , на одной из страниц которого яркий пример «скрытого» текста: фраза «Конкурентам привет :)».
Реализации данного метода различны между собой. Например, простое написание текста цветом фона легко распознается даже без просмотра исходного кода страницы – простым выделением (в windows это сочетание клавиш CTRL+A) содержимого страницы в браузере. А если, к примеру, использовать CSS, подключив к тексту класс со стилем «visibility: hidden», то без просмотра html-кода распознать «скрытый» текст не удастся.
Также стоит отметить, что скрытым может быть не обязательно только текст, а, например, и ссылки.
Клоакинг – от английского cloaking – маскировка, сокрытие, - есть вид прямого «обмана» поисковой системы путем выдачи ей содержимого страницы, отличного от того, которое видит обычный пользователь. Самая распространенная реализация метода такова: отслеживается ip-адрес робота-индексатора поисковой системы, создается функционал, выдающий по этому ip-страницу, максимально «оптимизированную» под требования поисковой системы (обычно такие страницы крайне неприглядны для пользователей, не имеют никаких стилей и являют собой ярчайший пример текстового спама), а рядовому пользователю – нормальную страницу сайта.
Метод «клоакинга» довольно трудозатратен, так как необходимо вести постоянный мониторинг адресов роботов поисковых систем и совершенствовать функционалы. Однако и эффективность такого вида «раскрутки» достаточно велика, так как, во-первых, наличие клоакинга трудно заметить (для этого нужно сверять страницы сайта со страницами, сохраненными в индексе поисковой системы), во-вторых, «оптимизатор» может постоянно влиять на текстовую релевантность своих страниц без особых усилий и согласований с владельцами сайта. Естественно также и то, что опасность бана при обнаружении применения описанного метода крайне высока.
Отметим также, что данная технология имеет и полезные применения. К примеру, когда сервер идентифицирует пользователя по географической принадлежности его ip-адреса и выдает ему страницу на родном языке, либо страницу с привязкой к родному городу пользователя (пример реализации www.yandex.ru).
Отличие входных страниц с редиректом от «дорвеев» без него в том, что первые отчасти могут быть чем-то полезны для пользователей и вполне «читабельны», последние же, в основной своей массе, генерируются автоматически и содержат только наборы ключевых слов, либо другой текстовый спам с целью принудительного перенаправления пользователя на основной сайт.
Простые «дорвеи» создаются с целью размещения ссылок на них на головной сайт, а цель входных страниц с редиректом – поисковый трафик. Если первые не стараются иметь высоких позиций по ключевым запросам (их цель - вес), то цель вторых – обязательно быть как можно выше по максимуму запросов, чтобы охватить по возможности максимум трафика, и затем уже принудительно перенаправить этот трафик на основной сайт посредством различной реализации редиректа. Приведенная схема в настоящее время широко распространена в так называемом adult-сегменте сети Интернет.
Данный метод очень эффективен в краткосрочной перспективе: одна, две недели, и последует бан всех ресурсов, участвующих в схеме. Однако даже за такой короткий срок при грамотном и глобальном подходе люди успевают заработать достаточно большие деньги (в основном, за счет adult-партнерских программ – многократное увеличение трафика, вследствие чего значительный рост CTR-партнерских программ).
В предыдущей главе мы затронули один из приемов ссылочного спама – нетематический обмен ссылками. Именно потому, что при правильном подходе вероятность бана за этот прием практически равна нулю (естественно бывают исключения), он отнесен к «серым» методам оптимизации. Далее же опишем «черные» технологии ссылочной раскрутки:
Подытоживая вышесказанное, составим небольшую сравнительную характеристику «темных» методов продвижения сайтов в поисковых системах.
Темный метод | Эффективность | Риск бана | Трудозатраты |
Входные страницы без редиректа | средняя | очень низкий | очень большие |
Нетематический обмен ссылками | низкая | очень низкий | средние |
Текстовый спам | низкая | низкий | средние |
Скрытый текст | низкая | очень высокий | малые |
Клоакинг | очень высокая | очень высокий | очень большие |
Входные страницы с редиректом | очень высокая | очень высокий | очень большие |
Ссылочный спам | высокая | средний | малые |
Отметим, что ни в коем случае не следует воспринимать мастер-класс, как руководство к действию. Как говорится, «все трюки выполняют профессионалы. Не пытайтесь их повторить!».