1. Введение
В первом мастер-классе из серии по теме «Блог с нуля», мы немного порассуждали о том, что лежит в основе желания написать блог и каким должен быть блог и его автор, чтобы стать популярными.
Такие, во многом теоретические, выкладки объясняются тем, что всё всегда начинается с идеи, с теории, а по школьным и студенческим годам, понятное дело, у всех теория ассоциируется с чем-то нудным и ненужным, хотя это и не так на самом деле: сколько раз сталкиваешься с тем, что недоученное ранее сейчас восполнить намного сложнее. Запомните - залог практического успеха - это свободное владение теоретическим материалом.
Сегодня мы плавно перейдем к практике – будем заниматься сегментацией и позиционированием, изучать конкурентов и сравнивать себя с ними.
Основная идея блога должна была родиться вместе с желанием создать блог. Сейчас мы будем идею материализовывать, уточнять концепцию блога вплоть до списка рубрик, в рамках которых будут писаться посты на блоге.
2. Изучение потенциальной аудитории и конкурентов
Итак, с чего нам начать? Предлагаю две вещи:
1. Изучить рынок и выделить его сегменты – части рынка, ориентированные на четко определенные группы потребителей.
2. Далее – позиционирование – определение качеств, характеристик блога, который мы будем предлагать.
Относительно нашей области – мы разделим все тематически близкие нам сайты на группы по их аудитории и выявим ту, на которую и будем ориентировать содержимое блога.
Может показаться, что мы будем что-то «продавать», ориентироваться на «массы» - не совсем, но если у вашего блога не будет читателей – у вас со временем пропадет интерес писать для себя, «в стол».
Каким образом можно проводить сегментацию?
- по региону. В нашем случае – аудитория русскоговорящая, из России и ближнего зарубежья. Можно копнуть глубже и разделить потенциальную аудиторию по административным округам. Я уверен, что во многих областях было бы перспективным создание блогов, специализирующихся на информации, интересной жителям области. Например, блог про магазины, блог-афиша предстоящих концертов и других праздничных мероприятий в области.
- по возрасту. Ну, тут понятно – ориентир на подростков, молодежь или более возрастную аудиторию. При написании материала для разных возрастных групп желательно использование разных стилистических подходов. Тот же «красавчег» будет на «ура» воспринят молодыми, но не прокатит у старших.
- по поведению. Нас в данном случае интересует группа людей, которые заинтересованы в регулярном получении новой информации – мы же все-таки будем создавать сообщество, посему нам нужны долгосрочные и стабильные интересы пользователей. Поэтому, ориентируясь на вышесказанное, я бы не советовал создавать специализированные блоги про новомодные, но быстро устаревающие фишки – новые блокбастеры, про певцов-однодневок, про компьютерные игры. Ну, если только это не серия Heroes of Might and Magic ;. Наш блог будет ценен тем, что будет давать некое академическое знание, которое будем тем полезнее, чем регулярнее и в большем объеме будет приобретаться читающим. Пример про заработки в интернете. Прочитали вы несколько постов о какой-нибудь интересной партнерской программе - пока вроде и не очень нужная информация, а потом вдруг раз! – у вас появился подходящий сайт, а с ним и возможность поучаствовать в этой программе. Не читали бы данный пост и даже бы и не предполагали, что существует такая возможность.
В конце концов, академическое знание повышает общий уровень эрудиции в какой-либо области.
- по типу интересуемой информации. Тут классифицировать можно сколько угодно: развлекательная или серьезная, исследования и анализ или просто наблюдение, изложение своего личного опыта или ссылки на других и т.д. – для каждого типа информации есть своя потенциальная аудитория. В любом случае, информация должна быть интересная и разнообразная, но в рамках выбранной темы – не стоит растекаться мыслию по древу, писать сначала про одно, потом про другое.
В плане позиционирования своего блога наилучший вариант - ориентироваться на аудиторию достаточно узкую, потребности которой не удовлетворены существующими сайтами в интернете. При этом не забываем, что мы должны быть профессионалами в выбранной теме, иметь возможность и желание писать в рамках этой темы.
Например, начинающему блогеру в области SEO было бы неплохо завести специальный блог, на который выкладывать переводной англоязычный материал по информационному поиску (informational retrieval). Востребованность данного материала не подлежит сомнению, аналогов такого блога пока еще нет, но вот проблема – владеете ли вы английским языком в той степени, чтобы не тратить много времени на перевод плюс к этому - все толково объяснять и комментировать своим читателям? Я бы не смог, поэтому и оставляю возможность создания такого блога кому-нибудь другому.
Для своего блога я определил аудиторию следующим образом:
3. Поиск конкурентов
Что делать, если свою нишу найти мы не можем, а желание писать есть, причем чувствуем, что материал-то будет не хуже. В этом случае надо провести сравнительный анализ и определить перспективность своего блога – может, по сравнению с конкурентами ваш блог будет смотреться очень даже выгодно, а может, все же стоит сделать упор на что-то конкретное, чтобы с большей вероятностью отхватить кусочек аудитории у других блогеров.
Для сравнения мы применим один способ из области системного анализа. Но сначала нам нужно произвести непосредственный поиск конкурентов.
Конкурентов можно искать различными способами:
- Через поисковые системы (поиск по блогам)
- Через специализированные рейтинги
- Через тематические каталоги
- Через рейтинги систем статистики (например, liveinternet)
Через поисковые системыПервый в списке, но далеко не самый лучший способ на деле. Не забываем, что мы в области социальных сетей, а их специфику поисковики еще не учитывают. Если вы попытаетесь поискать по ключевым словам, например, “samsung”, «фотография», “Toyota camry”, то блогов вы точно не найдете. Более правильным будет поискать, добавляя слово «блог», например,
Для себя я нашел:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
После сотой позиции уже ничего не отыскать… Негусто, учитывая, что много сайтов «найдено по ссылке». Если на блог еще хватает сил и времени, то вот на элементарное продвижение – уже нет.
Теперь можно продолжить поиск и покопаться в Яндекс.Блогах – blogs.yandex.ru. Тут результат еще хуже. А все потому, что результаты поиска по умолчанию отсортированы по дате:
Отсортируем по релевантности. Теперь уже другое дело. На первом месте - fotografiruem.ru со страничкой, на которой перечисляются основные блоги по фотографии.
Добавляем:
В общем, после беглого просмотра выдачи выясняется, что и правда нет нормальных блогов о фотографии. Пятая страница, а нужных блогов не видать.
Можно попробовать воспользоваться
Через специальные рейтинги и каталоги
В первую очередь, можно поискать на
Первый сайт строит свой рейтинг блога по количеству других блогов, ссылавшихся на ваш за последние полгода. Второй сайт – это рейтинг блогов, который составляется по числу подписчиков, сосчитанных сервисом FeedBurner, причем участвуют ресурсы только тематики «бизнес».
Также у Яндекса есть свой
Системы статистики
Самая популярная у владельцев сайтов система статистики - www.liveinternet.ru. Популярна в первую очередь потому, что забесплатно можно разместить счетчик, позволяющий собирать достаточно полезный статистический материал, на основе которого можно анализировать аудиторию сайта. Также можно воспользоваться системой статистики spylog.ru
Недостатком этих рейтингов является то, что в рейтинге участвуют только сайты, имеющие счетчик соответствующей системы статистики. А многие блогеры не знают о такой возможности… и не попадают в рейтинг.
И напоследок добавлю – найти и хорошо изучить конкурентов за пару часов не получится, т.к. сервисы в социальных сетях еще недостаточно развиты: поиск по блогам выдает не совсем релевантную информацию, имеющиеся каталоги описывают ограниченное число сайтов, сервисы статистики показывают только те сайты, на которых стоят счетчики. Так что не пытайтесь объять необъятное и всенепременно найти всех конкурентов – достаточно десятка самых известных блогов. Мне при поиске конкурентов периодически попадались ссылки на одни и те же сайты (например,
4. Сравнительный анализ
В результате поиска мы отобрали ряд конкурирующих блогов. По ходу мы отсекали забытые и заброшенные ресурсы, а также тех, кто позиционируется по иному, нежели наш будущий блог.
Теперь еще раз взглянем на список и выберем в итоге десяток конкурентов, отбросив тех, кто по совокупности показателей хуже других.
Теперь надо воспользоваться таблицей, чтобы провести сравнительный анализ. Правила заполнения таблицы очень просты:
| Показатели | ||||||||
Блоги | Интересность материала | Профессионализм | Частота обновления | Актуальность информации | Наличие rss | Дизайн, внешний вид, юзабилити | Стиль повествования | Сумма баллов | |
Баллы -> | 10 | 7 | 9 | 8 | 7 | 5 | 3 | ||
| 8 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 327 | |
| 6 | 7 | 9 | 7 | 10 | 8 | 8 | 372 | |
| 5 | 5 | 3 | 7 | 7 | 7 | 7 | 266 | |
| 4 | 6 | 4 | 6 | 7 | 4 | 7 | 252 | |
| 4 | 5 | 5 | 8 | 1 | 5 | 5 | 226 | |
| 5 | 6 | 8 | 8 | 8 | 7 | 6 | 330 | |
| 6 | 8 | 9 | 8 | 7 | 7 | 8 | 362 | |
| 5 | 8 | 4 | 8 | 7 | 7 | 7 | 304 | |
Мой блог | 7 | 7 | 7 | 8 | 7 | 6 | 8 | 343 |
Обо всех качествах мы говорили в первой части. Теперь поясню, почему я выставил такие баллы.
5. Анализ посещаемости
Спрогнозировать посещаемость блога очень сложно. Единственное, что можно сделать, это провести примерную оценку «сверху», т.е. определить, какая максимальная аудитория может прийти на блог.
Сначала воспользуемся
- Яндекс Блоги
- счетчик feedburner.com
- счетчик toodoo
- счетчик Блогуса.
Также можно встретить и специализированные счетчики, например, для фотографии:
- Лучшие фотосайты.
- Рейтинг TopPhoto.
Здесь приведены счетчики с одного из фотоблогов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что примерно 500 подписчиков – это вполне достижимо. Но за достаточно долгий срок. В первый месяц – 100 подписчиков можно будет считать отличным результатом.
Кстати, проверьте на сайтах счетчик liveinternet – вдруг повезет и статистика будет открыта. Мне повезло. Я нашел такой сайт, кстати, один из лучших блогов о фото. Как работать с системой статистики, мы еще будет разбираться в дальнейшем более подробно, сейчас нас интересуют только цифры «просмотры за месяц». У этого сайта -3826 – достойный результат.
6. Заключение
Не забывайте, что главное – контент, а все эти маркетинговые исследования и прочее – лишь для того, чтобы определиться, оформить идею в конкретику. Эти исследования полезны, чтобы на первых этапах избежать ряда ошибок, не забуксовать на старте.
В ходе написания этого материала мое настроение менялось от оптимистичного: «Сейчас как забабахаю блог – всем блогам будет блог! И посетителей будет много!» до упаднического: «И куда мне тягаться… Прогорит идея…»
Не тушуемся, не вешаем нос – решили делать блог – делаем до конца, ведь как уже говорилось: блог – это способ узнать и проверить свои способности, свои силы, свое терпение. Дерзайте! Не ошибается тот, кто ничего не делает!
P.S. Вы заметили, что мы между делом уже узнали новое и специфичное: различные пузомерки: feedburner.com, toodoo.ru, рейтинги блогов, увидели, что в социальных сетях поиск информации ведется несколько другим способом, короче, потихонечку начали погружаться в блогосферу.
P.P.S Выражаю свою благодарность
![]() ![]() ![]() |
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772 Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом. |
![]() ![]() ![]() |