SEO Moscow 2012: оптимизация без закупки ссылок

11 декабря завершился сезон SEO-конференций 2012 г. По традиции итоговая офлайн-встреча представителей отрасли состоялась на SEO Moscow. Хотя история этой конференции пока не так велика (всего 3 года), её, пожалуй, уже можно назвать самой кейсовой и консалтинговой. Обсуждение успешных и провальных примеров из практики поискового продвижения штатных SEO-специалистов коммерческих компаний, фрилансеров и даже представителей SEO-агентств не смолкало во время кофе-брейков, регулярно возникало в течение основных секций и чуть ли не сформировало в курилке полноценный второй поток конференции. Однако пусть всё, что было за сценой, остаётся достоянием счастливых участников SEO Moscow 2012, мы же осветим вехи основной программы.

Открыл конференцию Василий Ткачёв (All in Top), с докладом про SEO-ориентированное SMM. Своё выступление Василий начал с перечисления 4 основных черт стандартного SEO, среди которых на первом месте неактуальные (как было установлено в ходе SEO Moscow 2012, а затем и Яндекс подтвердил) думы о Топ-10, далее идут: нерегулярная оптимизация, активная закупка ссылок и накрутка поведенческих факторов. При этом Василий отметил положительный момент: «SEO на данный момент – это больше оптимизация, чем ссылки»; и отрицательный: «вместо того чтобы думать о юзабилити, SEOшники сегодня крутят ПФ». Подытожил свой мини-обзор по стандартному SEO докладчик напоминанием о показателе «Счастье пользователя».

«В силу того что сегодня действуют поведенческие факторы, необходим большой и разнообразный трафик на сайт», – вплотную подобрался к теме своего доклада Василий. SMM как раз и является эффективным каналом привлечения качественного дополнительного трафика. По большому счёту, лайки, твиты, расшаривания – это социальное асессорство. Оптимизаторам следует долго и упорно работать над вовлечением аудитории; тупо спамить в социальных сетях – не вариант:

Пример работы SEOшника в SMM (в соцсетях не прокатит):

Мораль: «Если вы лезете в SMM, пусть даже это SMM для SEO, не спамьте – не портите себе репутацию».

Продолжая раскрывать образ SEO-специалиста в SMM, Василий Ткачёв отметил: «Есть большое количество сервисов, которые предоставляют лайки, твиты, и все этим пользуются… Однако купленные социальные факторы работают для SEO скорее в минус, чем в плюс… Поисковики распознают спам из социальных сетей по IP».

Помимо лайков, SMM помогает SEO ссылками. В социальных сетях есть качественные ссылки, которые дают целевой трафик и улучшают ссылочное, но заставить их хорошо работать сложно. Проблема заключается в обилии спама. Google уже 2 раза приходилось отключать социальные сигналы из-за разного рода махинаций SEO-специалистов. В Яндексе учёт социальных сигналов, по словам Василия, тоже работает на протяжении уже примерно 2,5 лет, однако так же, как и в Google, с переменным успехом. В частности, влияние Я.ру сейчас занижено из-за событий с «прокачкой» 4-летней давности. Сегодня собственный социальный ресурс Яндекса есть смысл использовать разве что для ускорения индексации.

Что касается ресурсов, пригодных для SMM ради SEO, Василий Ткачёв особо отметил Twitter и Facebook, с которыми напрямую работает Яндекс. Но всё же самым важным SMM-каналом для SEO докладчик назвал…

1. Twitter

В нём нельзя массфолловить, поскольку ваши последователи приравниваются к входящим ссылкам, а те, на кого подписываетесь вы – к исходящим. Ещё одно сходство с SEO: в твитах учитывается тематика. Рецепт SMM-успеха для Twitter: писать интересные заметки, не увлекаться ссылками: максимум можно поставить 1 на 10 постов. Получить же бэклинки можно:

  1. в твит-ленте (см. сохранённую копию);
  2. в «Избранном» у друзей (попросите поставить);
  3. в списках/листах.

В идеале в Twitter нужно ставить сокращалки от Google – это позволит оценить трафик.

Помимо ссылок, Twitter важен для SEOшников тем, что подмешивается в выдачу Яндекса по ключевым запросам. Кроме того, не помешает украсить сниппет ссылкой на сервис микроблогов.

2. Facebook

Для SEO в Facebook важны брендовые страницы (НЕ ГРУППЫ!), так как ссылки с них индексируются. Аналогично ситуации с Twitter: чем больше подписчиков у вас, тем лучше. Однако фейковые аккаунты фолловеров во всех соцмедиа следует отправлять в чёрные списки: они только мешают.

3. Google+

В этой социальной сети важны ссылки в профиле и в общей ленте. Остерегаться в Google+ следует дружбы со спамерами – можете потерять авторитет в глазах Google. Что касается социальных сигналов, то + не особо интересен, поскольку учитывается поисковиком минимально (опять же вследствие того, что его одно время излишне активно накручивали). А вот расшаривания важны.

4. Pinterest

Несмотря на то, что данная социальная сеть в России пока непопулярна, ссылки, по заверениям Василия, поставить можно. Особенно актуален этот совет для интернет-магазинов одежды и девайсов, которые могут запостить в Pinterest множество красивых уникальных фото. При этом стоит учитывать, что 90% аудитории данной соцсети – женщины.

По словам Василия, об остальных социальных сетях Рунета, в частности ВКонтакте, уместно было бы говорить, если бы темой доклада был SMM, а не SEO. Соваться в «Мой Мир» докладчик настоятельно не советовал, заверяя, что там очень много порно, ничего не модерируется и нет кнопки «пожаловаться». В ЖЖ всё закрыто. В Одноклассниках может прокатить какая-нибудь недвижимость, но не гаджеты. От «Моего Круга» нет никакой отдачи.

Отвечая на вопросы из зала, Василий Ткачёв подробнее рассказал о показателе «Счастья пользователя» для Яндекса. Поисковик учитывает даже конверсию на сайте, чтобы оценить его качество. О процессе привлечения аудитории: в среднем занимает 2 – 3 года. Ускорить его можно с помощью акций, посева (собираем лидеров мнений, которые напишут обзоры), контекста в соцсетях (он обойдётся дешевле, чем реклама в социальной сети, ведущая на сайт). Об автоматическом репостинге: трансляцию между аккаунтами настраивать не стоит – не жалейте время на уникальные посты в социальных сетях.

Небольшой ремаркой на выступление Василия Ткачёва стало сетование SEO-специалиста из зала по поводу того, что в Рунете нет аналога Yelp, ссылки из которого на Западе занимают первые места выдачи.


Артур Латыпов (SEO-Интеллект) на SEO Moscow 2012 поведал о «Формировании контента для продвигаемых страниц». Своё выступление докладчик начал с позитивной ноты: обозначил тренд последних 2-х лет – аналитику – и вспомнил анекдот в тему из SEO-блога Сергея Кокшарова (Devaka.ru):

От юмора Артур перешёл к весьма печальным открытиям, которые эта самая аналитика позволяет сделать:

  • Большинство ссылок, закупленных месяц назад, сегодня уже не в индексе. Исключение – анкорные.
  • Накрутки не работают: ни Userator, ни Movebo.

Из этого докладчик делает вывод: целесообразнее сегодня заниматься контентом. И начинать работать над ним следует с семантики:

Собрать семантику помогут следующие источники:

  • подсказки поисковых систем;
  • анализ конкурентов;
  • статистика популярных запросов в Вордстате, AdWords и Рамблере;
  • статистика сайта (ключевые фразы, поведение, конверсии) – на этом этапе можно отсеять не нужные запросы;
  • знания менеджера (информация из офлайна, личный опыт);
  • другое: сервисы, подсветка в поисковых системах и т.д.

Когда семантика собрана, переходим к формированию структуры сайта, а затем уже непосредственно к наполнению его контентом:

Структура начатого с семантики сайта может выглядеть следующим образом:

Подытожил своё выступление Артур Латыпов выводом о том, что SEO уходит в маркетинг.

Отвечая на вопросы из зала, докладчик сообщил, что тошноту SEO-Интеллект сейчас не измеряет. В среднем должно быть 1 вхождение на 300 – 500 символов. Объём текстов на странице может быть разным: в некоторых ситуациях нужно написать 4 строчки вверху для посетителей сайта и целый текст внизу для продвижения, в других – можно вообще обойтись без текста. Рецепт работы с анкор-листом от Артура Латыпова: меньше ссылок – больше прямых вхождений. Ссылки, по словам докладчика, покупать надо, но исключительно те, которые работают.


Следующим на SEO Moscow 2012 выступил Виктор Нагайцев (Перфект СЕО) с докладом «Тренды рынка поискового продвижения в России». Побывав в шкуре заказчика, Виктор пришёл к выводу, что клиенты сегодня платят за то, что самим сделать сложно, почти невозможно. За крутость сегодня платить уже немодно. Значение позиций в поисковой выдаче размывается. И ещё сегодня на рынке обнаруживается колоссальная потребность в юзабилити услугах.

Прогнозы на будущее:

  • увеличение среднего чека от 100 000 рублей в месяц;
  • глобальная перестройка бизнес-процессов;
  • перерождение SEO-компаний в интернет-агентства;
  • те клиенты или компании, которые не примут новые реалии, канут в лету.

По мнению Виктора Нагайцева, в ближайшие годы будут актуальны 3 новые концепции:

  1. человекозатраты;
  2. опыт и технологии (автоматизация уместна, но без фанатизма: она должна всего лишь помогать проектной группе);
  3. клиентский сервис.

Все вопросы, а точнее возражения из зала, адресованные Виктору, касались среднего чека «от 100 000 рублей». Не обошлось и без конкретных кейсов. В частности один из участников SEO Moscow 2012 рассказал:

73 запроса в топе за 7 000 – 10 000 рублей в месяц. Все затраты только на WebEffector и статьи. Без SEO-контор».

Виктор пояснил, что всё зависит от тематики сайта. На что последовало очередное возражение из зала:

Дилемма: 70% всего SEO не требует трат в размере 100 000 рублей в месяц. Однако при этом 90% SEO-компаний об этих 100 000 рублей в месяц мечтают».

Сошлись на том, что SEO-компаниям не так просто даже настроить контент. В ближайшие 5 лет им надо будет работать в ключе большего проникновения в бизнес каждого клиента (подсказка девушки из зала). Заключительное напутствие Виктора Нагайцева: пусть у SEO-компаний будет не 200 – 300 клиентов, как сейчас, а 20 – 30. Все потоковые заказы им следует отдать на откуп агрегаторам.


Завершилась первая половина SEO Moscow 2012 поистине грандиозным докладом «Использование эвристик для классификации ссылочных доноров» от Алексея Чекушина (Wikimart). К сожалению, постичь и по достоинству оценить всю глубину этого великого труда смогли лишь единицы из присутствующих в зале – те, кто хотя бы помнил, что такое логарифм (тот самый ln – который большинство из нас, гуманитариев, приняло за загадочный [ин]). Однако по восхищённым отзывам разбирающихся в математике SEOшников, их настойчивым просьбам к докладчику спалить ещё хотя бы 1 параметр и корыстным советам Викимарту воспроизвести алгоритмы Яндекса, абсолютно все в зале осознавали значимость доклада Алексея.

Одна хорошая эвристика, по словам докладчика, позволяет выводить в топ огромное количество запросов. Точность машинного обучения даёт не лучшие результаты, чем ручная работа.

Проблема, которая сегодня особенно актуальна – снять ссылки с плохих сайтов. Ни один агрегатор никогда не признает, что 99% ссылок, которые он продаёт – это шлак. Задача любого из агрегаторов – продать как можно больше ссылок. Фильтровать они не станут. В результате – новый тренд: сегодня Wikimart ссылки не покупает, а снимает. Чтобы оградить себя от плохих бэклинков, компания делает свой внутренний агрегатор, собственную партнёрку.

Для оценки качества донора Алексей Чекушин предложил сначала использовать фильтрацию, а затем – отранжировать то, что останется.

Параметры для фильтрации и ранжирования – нестареющая классика:

  • ТИЦ + PR + УВ (уровень вложенности)
  • Яндекс.Каталог
  • DMOZ
  • Платных ссылок со страницы

Помимо вышеперечисленных параметров, следует учитывать следующее:

  • Стоп-слова (к примеру, слово «форум» однозначно не берём)
  • Трафик
  • Индексацию
  • Исходящие ссылки

В качестве инструментов можно использовать Solomono, Ahref и Bing.

*А – точка старта

Для того чтобы понять, 100 человек в сутки – это много или мало, надо сопоставить с размером сайта либо оценить трафик на каждую страницу (у маленьких сайтов трафика на страницу будет больше).

 

Мономы используются антиспамами, значит, и SEOшники могут их использовать.

Пример простой эвристики:

Rank=ln(1 + трафик/страницу)*(ln(исходящих/страницу + 0,001))

Если сайт не вор, коэффициент входящих ссылок, будет >1.

0,001 – когда 0 в исходящих.

Единственный подводный камень здесь – это смещённость обучающей выборки.

Далее Алексей Чекушин представил аудитории результаты эксперимента «Человек VS компьютер: насколько точны эвристики». Оценивалось 10 тыс. сайтов. 2 разных человека должны были разместить эту выборку. Вывод, который был сделан: хорошая эвристика работает почти так же хорошо, как человек.

Следующий кейс, представленный докладчиком, касался оценки качества блога. Целью исследования было выяснить, какие ссылки снимать.

Исследовались страницы ЖЖ: обращалось внимание на количество комментариев и записей.

Результаты:

  • на выборке из Топ-100 точность эвристики в 3 раза выше.
  • DeadJournal быстро попадает под АГС из-за наличия спамных ссылок.
  • коэффициент


Основные выводы, которые можно было вынести из 1 части конференции SEO Moscow 2012 – это:

  • продвижение по позициям стремительно теряет свою актуальность;
  • Яндекс учитывает количество конверсий на сайте;
  • чтобы получить качественные ссылки, можно не только публиковаться в авторитетных тематических СМИ (это вам на заметку, уважаемые SEO-гуру!), но и развивать страницы в социальных сетях;
  • при покупке ссылок надо проявлять невероятную избирательность;
  • агрегаторы всё же не заменят ручной работы.

Хотя последнее под сомнение поставил Николай Хиврин (MegaIndex), но об этом уже во второй части обзора конференции SEO Moscow 2012.

+ Фотообзор Юрия Михалыча

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)