Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
3 Июня 2011 в 16:48

Абонемент на поход в Интернет

Россия +7 (495) 139-20-33
0 5909
Подпишитесь на нас в Telegram
Дарья Мутовкина
Редактор-переводчик SEOnews

Интересуют только деньги, их стоимость и где приобрести

Долгое время основным способом монетизации видео в Интернете была реклама. Прогрессируя, она приобретала различные формы: пре-роллы, пост-роллы, ролики In-Banner, видеоконтекст и т.д. Реклама в онлайн-видео выполняла и другие задачи. Она стала решением проблемы авторского права для таких видеохостингов, как YouTube и Rutube: правообладатели смогли выбирать — выслеживать и стирать свой контент с ресурсов, чтобы потом «чахнуть над златом», или получать прибыль через рекламу.

Однако рекламная модель обнаружила свою несостоятельность в полнометражных фильмах. Очевидно, что на показе трех стандартных блоков рекламы — преролл, мидролл и постролл — сложно получить ощутимый доход, а крупные голливудские студии зачастую просто отказываются продавать свои большие хиты и новинки на рекламную модель. Альтернативой могла стать пользовательская оплата просмотра. Так, на смену рекламе, а точнее рекламной AVOD, стала приходить SVOD* — модель подписки на видеоконтент.

Не наводи HULU — Netflix не получишь

Первопроходцами, как водится, стали западные ресурсы. В 2007 году компания Netflix, долго работавшая по схеме DVD-by-mail (DVD по почте), вводит для пользователей возможность платной онлайн-подписки на свои фильмы. Сейчас это кажется странным, но тогда словосочетание «мгновенный просмотр видео на ваших компьютерах» было неологизмом. Ставка на Интернет позволила компании успешно конкурировать с Microsoft и Sony, которые к тому времени уже торговали потоковым видео, но на экранах телевизоров.

Следующим известным неофитом SVOD стал веб-ресурс HULU. Будучи лидером по числу показов рекламы, сервис постоянно увеличивал количество роликов на одного пользователя, сильно обгоняя по этому показателю конкурентов. Летом 2010 года параллельно рекламной бизнес-модели был запущен проект HULU Plus, предлагающий лицензионный контент по абонементу.

И наконец, в начале 2011 года Amazon также запустил собственный сервис потокового видеовещания по подписке.

Сектор ГАЗ на барабане

Русские пришли в сектор онлайн-подписок, звеня регалиями, хотя характер этих «атрибутов власти» оказался преимущественно офлайновый. «Газпром-Медиа Холдинг» и телеканал ТНТ запустили 1 марта 2011 года проект Now.Ru — видеохостинг, действующий исключительно по модели SVOD. Проект сразу охарактеризовался несколькими колоритными особенностями, отличающими его от западных первообразов:

Во-первых, благодаря такому авторитетному шефству в распоряжении ресурса оказался эксклюзивный доэфирный контент — сериалы, идущие на ТНТ. Ранее этой привилегией уже пользовался RuTube. Наличие нового фаворита заставило потесниться: в первый месяц запуска Now.Ru на RuTube этот контент не появлялся. Примечательно также то, что на Западе такой практики на сегодня вообще нет.

Во-вторых, на сайте реализованы бесплатные просмотры для привлечения пользователей, а также имеется возможность разовой покупки для киноновинок.

И наконец, цена подписки почти в два раза отличается от стоимости абонемента на американских ресурсах. На Западе стандартной оплатой за месяц просмотра видео является $7,99, на Now.Ru — 499 руб.($17,8). Как пояснила директор по маркетингу Татьяна Голубковская, западные мейджоры выставили более жесткие условия работы и более высокие цены для стартаперов из-за внушительного уровня пиратства в России.

Скажи мне, кто твой пользователь, и я скажу, кто ты

Пока мыслящая элита сокрушается об этической ценности видеоматериала канала ТНТ и новоиспеченного интернет-проекта, факт остается фактом: на любой контент найдется своя аудитория. Пользователи онлайн-видео по подписке — это в первую очередь люди, которые покупают DVD-диски. «Наша первичная цель — это охватить тех людей, которые уже сейчас идут и тратят свои кровно заработанные 150 или 200 руб., покупая пиратский диск. Таких людей огромное количество», — сообщает Роман Петренко, руководитель проекта и генеральный директор ТНТ, в своем интервью газете Коммерсантъ.

Вторичной целевой аудиторией Петренко считает людей, которые недовольны предложенным в офлайн-магазине выбором, например, если они не могут найти фильм, давно вышедший из проката.

«Для традиционных СМИ, к каковым относится ТНТ, интернет — это либо большая возможность, либо большая угроза. Либо мы заберем под себя новых зрителей в интернете, либо они окончательно уйдут не к нам», — говорит в том же интервью господин Петренко.

Пока в России нет четкой правовой и регуляционной базы относительно реализации авторского права в Сети, оплата за то, что можно получить бесплатно, кажется абсурдной. Но в США уже с 1998 года существует DMCA, закон в области авторского права, по которому уже привлекались к ответственности некоторые граждане, в том числе и нашей страны.

А есть и такие, кто просто предпочитает качество. И наконец, стоит задуматься, почему в Америке система оплаты за онлайн-контент прижилась и пользуется огромным спросом вот уже четвертый год. Наверное, потому что у них нет наших торрентов и нашего «ВКонтакте»? А всегда ли в «ВКонтакте» будет столько пиратского контента?

Хотели бесплатно, а получается, как всегда, — дешево

Попытки найти другие полноценные проекты SVOD в Рунете результатов не принесли. Небезызвестный видеохостинг Intv.ru, также предлагающий подписки на контент, отказался выходить на связь после получения наводящих вопросов о легальности действий сервиса. Очевидно, что порог входа в такой бизнес достаточно высок. И если проект не аффилирован с крупными правообладателями, как когда-то Sony с Sony Pictures и сегодня Now.Ru с «Газпром-Медиа», то начинать придется с нуля, или с многих «нулей».

Роман Петренко так обозначил капитальные вложения в Now.Ru: «Сейчас это „миллионы долларов“. Но меньше $10 млн.» При этом выход на окупаемость, по мнению Романа, может произойти только через 3-5 лет.

Несмотря на, казалось бы, провальность идеи брать деньги за то, что находится в открытом доступе, статистика показывает, что такой контент восстребован:

  • 30% аудитории возвращается более 10 раз в течение месяца (около 1% возвращается более 200 раз);
  • 47% пользователей совершают повторную покупку;
  • 28% покупателей пользуются подпиской на 3 месяца;
  • Конверсия из зарегистрированных пользователей в подписчиков составляет порядка 7-15%.

(по данным Now.Ru, май 2011 г.)

В мае на американский рынок VOD вышел YouTube. Сначала в прессе ходили слухи, что крупнейший видеопортал будет предоставлять полнометражные картины по подписке, но в итоге 6 тыс. единиц видеоконтента стали доступны с возможностью разовой оплаты в размере $3-4. Пока неизвестно, когда этот сервис начнет функционировать в России, но уже сегодня понятно, что это окажется дороже, чем неограниченный доступ к видео по подписке.


* SVOD (видео по подписке) — разновидность системы «Видео по запросу», при которой абоненты имеют неограниченный доступ к контенту видеохостинга на период предоставления платного абонемента.

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть